Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Кельтская культура -> Кельтская мифология (Энциклопедия) -> Кельтская мифология энциклопедия - Буква "E-Ж-З-И"

Кельтская мифология энциклопедия - Буква "E-Ж-З-И"

Е

ЕВАНГЕЛИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ

см. ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Ж

ЖЕЛТАЯ ЛЕКАНСКАЯ КНИГА

см. ЛЕКАНСКАЯ ЖЕЛТАЯ КНИГА

ЖЕЛТОЕ ДРЕВКО

В мифологии ирландских кельтов — одно из копий, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан вручил его Диармайду, чтобы помочь тому одолеть Финна (см. главу 15).

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Существует очень немного археологических находок, свидетельствующих, что у кельтов практиковались человеческие жертвоприношения. Правда, найдено немало, так сказать, аномальных типов захоронений, но необходимо провести четкую грань между людьми, умершими естественной смертью и лишь после этого подвергшимися тем или иным религиозно мотивированным обрядам, и теми, кто был ритуально убит, то есть собственно принесен в жертву. Найдено достаточно много аномальных захоронений, но пока еще не вполне ясно, имеем ли мы дело с останками людей, умерших естественной смертью, или с жертвами массовых человеческих жертвоприношений. Так, например, дети, погребенные под основаниями жервенников и святилищ, как правило, обезглавлены, но трудно с уверенностью утверждать, умерли ли они, или были сначала ритуально умерщвлены. Человек из Линдоу, молодой мужчина, которому перерезали горло, нанесли смертельную рану копьем и задушили, а затем сбросили в торфяник, считается убедительным свидетельством существования у кельтов ритуальных убийств, однако ритуальное убийство могло могло играть и роль наказания (смертная казнь), а вовсе не обязательно являлось человеческим жертвоприношением. Но хотя археологические данные не дают достаточных оснований для того, чтобы утверждать о бытовании у кельтов практики человеческих жертвоприношений, тексты и сообщения многих античных авторов прямо указывают на такую практику, особенно распространенную среди друидов. Так, древнегреческий писатель Страбон описывает существовавшую у друидов практику: наносить раны жертвам и, наблюдая за их предсмертными мучениями, составлять пророчества на будущее.

ЖИВОТНЫЕ

В мифологии и воззрениях кельтов весьма важную роль играли животные — как домашние, так и дикие. Превращения, вообще изменение облика — характерная черта кельтских легенд, и очень часто люди и боги поневоле или по собственному желанию принимали облик разных животных. Так, например, племянники Финна Мак Кумалла были превращены в псов. Особенно важное место в культуре кельтов занимали олени и кабаны. Основными домашними животными считались лошади, свиньи, овцы, быки и собаки, в особенности — охотничьи гончие псы. Археологические раскопки показали, что кельты приносили животных в жертву различным божествам (см. также главу 27).

З

ЗАКЛЯТИЕ

см. ГЕЙС

ЗАЧАРОВАННАЯ СТРАНА

В мифологии валлийских кельтов — название Дифеда.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

см. ТИР ТАИРНИГИРИБ

ЗМЕЯ

В мифологии и воззрениях кельтов змея ассоциировалась с плодородием и врачеванием, а также с Потусторонним миром. Так, Сирона, богиня кельтов Галлии, ассоциировавшаяся с врачеванием, изображалась со змеей, обвившейся вокруг ее руки. Благодаря своим изививающимся движениям змея часто ассоциировалась с текущей водой. В одной из легенд о герое Финне Мак Кумалле рассказывается, что он учился убивать водяных змей. В мифологии кельтов бытовали различные легенды, связанные со змеями. Самая известная из них повествует о Мейхе, сыне Морриган. Существовало пророчество, что он принесет Ирландии беды и несчастья. Он родился с тремя сердцами в груди, по одному на каждую ипостась характера своей матери, и в каждом из этих сердец гнездилась змея. Это обнаружилось, когда он был убит и Диан Кехт, бог врачевания, вскрыл его тело. Две змеи были немедленно сожжены, а третья, по одной легенде, сумела спастись и стала со временем огромным змеем, которого впоследствии убил тот же Диан Кехт. Так удалось предотвратить исполнение пророчества о бедах и несчастьях для всей Ирландии.

И

ИАЛОН (ИАЛОНУС)

В мифологии кельтов Галлии Иалон — божество, ассоциируемое с нивами и вообще с возделываемыми полями. Существует предположение, что оно ассоциировалось и с полянами, поскольку слово иало означает «поляна».

ИАНУАРИЯ

В мифологии кельтов Галлии Иануария — женское божество, богиня, культовым центром почитания которой было святилище Бейр-ле-Шатель в Бургундии. О ее корнях и роли известно очень мало, хотя до нас дошла небольшая каменная статуэтка, изображающая молодую девушку с вьющимися волосами. Статуэтка эта, считающаяся изображением богини, была найдена в святилище. Девушка, высеченная из камня, облачена в складчатое одеяние и держит в руке несколько труб. Последний факт дает основание предполагать, что Иануария могла ассоциироваться с музыкой, хотя не менее убедительной представляется и версия о ее связи с целительством, поскольку святилище в Бейр-ле-Шатель посвящено именно целительству.

ИАТХ Н'АНАНН

Иатх н'Аннан — древнейшее название Ирландии, происходящее, по всей видимости, от Ану , или Ана , — альтернативного варианта имени Дану, богини-праматери.

ИБЕРИЯ

Предполагается, что в древности, приблизительно ок. 900 г. до н. э. в Иберии, в состав которой входили нынешние Испания и Португалия, существовали многочисленные поселения кельтов. Согласно ирландской легенде, кельты, колонизовавшие Ирландию, прибыли на остров из Испании. Кельты, жившие в Иберии, оказались втянутыми в войну между Карфагеном и Римом и заплатили ужасную цену за свое участие в ней. Карфагенский полководец Гамилькар Барка вторгся на южное побережье Иберии, а его сын, знаменитый Ганнибал, решил высадиться в Иберии, чтобы напасть на Рим, обойдя его с тыла по землям кельтов. Кельты заключили союз с Ганнибалом, и римляне после падения Карфагена в 197 г. до н. э. жестоко отомстили им за этот сговор. Римские легионы захватили и колонизовали земли иберийских кельтов, которых они преследовали с особой жестокостью. Сервий Сульпиций Гальба в 151 г. до н. э. даже приказал умертвить всех кельтов, сдавшихся в плен. Война между кельтами и римлянами в Иберии продолжалась вплоть до середины I в. до н. э. После этого оставшиеся в живых кельты постепенно ассимилировались и усвоили римский уклад жизни.

ИВЕРИАДД

В мифологии валлийских кельтов Ивериадд — одна из двух жен Ллира. Другой была Пенардун.

ИДРИС

В мифологии валлийских кельтов Идрис — великан, по преданию, обладавший обширными познаниями в поэзии, астрономии и философии. Его обиталищем считалась гора Кадайр Идрис в Гвинедде.

ИЗАЛ

В мифологии ирландских кельтов — царь Золотых Столбов, у которого сыны Туиреанна должны были заполучить семерых поросят (см. главу 8).

ИЗОБИЛИЕ

см. КАМЕНЬ ИЗОБИЛИЯ

ИЗОЛЬДА

см. ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

ИКЕНЫ

Икены — одно из племен древних бриттов, игравшее ключевую роль на землях англов. Особую известность икенам принесла одна из их королев, знаменитая Будикка. Она была женой вождя Прасутага. Икены заключили союз с триновантами и, объединившись с ними, напали на римских интервентов. Во главе икенов встала Будикка, и под ее предводительством восставшие одержали три важные победы над римлянами, но в конце концов были разбиты и рассеяны.

ИКОВЕЛЛАВНА

В мифологии кельтов Галлии Иковеллавна — богиня, пользовавшаяся особым почитанием на землях в окрестностях Меца и Трира (современная Германия). По легенде, она покровительствовала целебному источнику Саблон в Меце и, таким образом, ассоциировалась с врачеванием. Каких-либо изображений богини не сохранилось.

ИЛБРЕХ

В мифологии ирландских кельтов Илбрех — сын Мананнана. После того как Дагда утратил свою власть над богами клана Туатха Де Данаан, Илбрех стал одним из пяти главных претендентов на опустевший трон. В ходе вспыхнувшей вслед за этим войны он сражался на стороне Каоилте против Лира (см. главу 12).

ИЛЛАН ПРЕКРАСНЫЙ

В мифологии ирландских кельтов Иллан — один из сыновей Фергуса Мак Рота, вместе с отцом и братьями преследовавший Дейрдр и Наоиза (см. главу 14).

ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Иллюминированные Евангелия [150]— книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени; они считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Монахи, разумеется, использовали для красок только натуральные пигменты, получая удивительные по насыщенности и глубине синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Три наиболее ярких примера таких Евангелий — Келлская Книга, а также Линдисфарнское и Дурроуское Евангелия.

ИМБАС ФОРОСНАЙ

В мифологии ирландских кельтов — особый ритуальный обряд, основанный на поверье о том, что тот, кто съест кусочек сырого мяса с собственного большого пальца, обретет дар всеведения и мудрости. По легенде, так поступил Финн Мак Кумалл после того, как обжег большой палец руки, когда готовил лосося познания и мудрости, и таким образом получил дар всеведения и мудрости.

ИМБОЛК, или ИМБОЛГ

Имболк у кельтов — один из четырех ежегодных праздников, наряду с праздниками Самхейн, Белтейн и Лугнасад. Он отмечался 1 февраля и ассоциировался с началом дойки овец. Этот праздник был связан и с ирландской богиней Бригит. Впоследствии этот языческий праздник был адаптирован христианской церковью и включен ею в число своих календарных праздников, превратившись в день св. Бригитты.

ИММРАМ

Иммрам — название одного из двух главных жанров древнеирландской литературы; второй именовался эхтрай. Иммрам — это история, повествующая о каком-нибудь долгом странствии; обычно это — описание фантастического путешествия на некое островное королевство, населенное людьми или сверхъестественными существами. Классический пример такого путешествия — странствия Мэл Дуина (см. главу 17). Эхтай же — история, описывающая путешествие одного или нескольких героев в фантастическую страну, лежащую далеко за морями, или страну-невидимку, попасть в которую можно только пройдя через сидх или надмогильный курган.

ИНАВАГ

В мифологии валлийских кельтов Инаваг — один из семи оставшихся в живых спутников Брана Благословенного в его походе против Матолвха, тогдашнего короля Ирландии. Бран отправился в этот поход, чтобы вызволить Бранвен. Инаваг со своими уцелевшими друзьями привез в Британию голову Брана и предал ее земле на горе Уайт Маунт в Лондоне (см. главу 20).

ИНГКЕЛ

Согласно легенде ирландских кельтов, Ингкел — чудище с одним глазом, в котором умещались сразу три зрачка. Ингкел считался сыном короля Британии. Он был отправлен в изгнание в Ирландию и там объединил свои силы с приемными братьями верховного короля Конэйр Мора и некоторыми другими «диссидентами». Они устраивали грабительские набеги на Ирландию и Британию, и в одном из таких рейдов убили отца, мать и братьев Ингкела. Ингкел и шайка мародеров напала на приют Да Дерги, и во время этого нападения был убит Конэйр (см. главу 11).

ИНДЕХ

В мифологии ирландских кельтов — сын Домну и царь фоморов, отец Октриаллаха. Он был убит во второй битве при Маг Туиред (см. главу 9).

ИНИС ВИТТРИН

см. ГЛАСТОНБЕРИ ТОР

«ИНТЕРПРЕТАЦИО КЕЛЬТИКА»

Термин, используемый для описания своеобразного слияния кельтских и римских религиозных культов. Определенное число римских богов было включено в верования кельтов. Иногда римским богам давались какие-нибудь чисто кельтские эпитеты-прозвища, например Юпитер Таранис. Была у этого процесса и обратная направленность, когда уже римляне принимали в свой пантеон отдельных кельтских богов, становившихся составной частью римской культуры. Так, например, римляне назвали кельтскую богиню Сулис, культовым центром которой был Бат, Сулис Минерва, что можно считать оборотной стороной этого процесса, известной под названием «Интерпретацио Романа» — термин, используемый Тацитом.

ИОЛДАНАХ

В мифологии ирландских кельтов — эпитет-прозвище Луга, означающий «Повелитель всех искусств».

ИОРУАИДХ

В мифологии ирландских кельтов Иоруаидх — королевство, правитель которого был хозяином пса, коего невозможно было одолеть в бою. Пес этот мог схватить любого дикого зверя, попадавшегося ему на глаза, и, кроме того, превращал в вино любую воду, стоило ему только искупаться в ней. Поймать этого пса и привезти его в Ирландию — одна из задач, возложенных на сынов Туиреанна в качестве наказания за убийство Киана. Братья захватили короля Иоруаидха в плен и предложили освободить его только при условии, что он отдаст им волшебного пса (см. главу 8).

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ

По преданию, христианство появилось в Британии в I в. после прибытия туда Иосифа Аримафейского, который, согласно апокрифической легенде, был дядей Иисуса Христа. Предполагается, что Иосиф привез с собой чашу, в которой Иисус Христос благословил вино во время Тайной вечери и которая впоследствии получила широкую известность в качестве Святого Грааля и стала объектом постоянных поисков. По преданию, Иосиф основал в Гластонбери христианскую общину и спрятал в тайном месте чашу Тайной вечери. Кроме того, в Гластонбери растет знаменитый терновник, разросшийся из веточки от тернового венца Спасителя, посаженной Иосифом Аримафейским.

ИРЛАНДСКАЯ АРФА

см. АРФА

ИСПАДДАДЕН ПЕНКАВР

В мифологии валлийских кельтов у Испаддадена, имя которого означает «Повелитель великанов», были настолько огромные и тяжелые веки, что их приходилось поднимать прочными металлическими подпорками, чтобы он мог хоть что-то увидеть. Испаддаден был отцом Олвен, руки которой так упорно добивался Куллвх (см. главу 24).

ИСТОЧНИКИ

Вода играла у кельтов весьма заметную роль, но особенно важное значение имели источники и родники, которым приписывались целебные свойства. Так как источники и родники по самой своей природе изливают воду из-под земли, это давало основание наделять их сверхъестественными свойствами; так, считалось, что они служат связующим звеном между миром смертных и Потусторонним миром. В романо-кельтскую эпоху культ целебных источников получил еще более широкое распространение. Именно в это время кельтская богиня Сирона, ассоциировавшаяся с врачеванием, превратилась в спутницу античного бога Аполлона. Одна из интереснейших особенностей культа целебных источников в романо-кельтский период — широкая практика жертвенных даров в виде больных органов и частей тела. Таким образом, если в жертву источнику приносилось серебряное или какое-либо иное изображение руки, это означало, что даритель надеется получить от духа источника исцеление больной руки.

ИТАЛИЯ

В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли Северной Европы.

«ИТИНИЭРАРИУМ КАМБРИАЭ»

«Итиниэрариум Камбриаэ» — книга, написанная норманнско-валлийским хронистом и клириком Гиралдусом Камбрензисом (ок. 1146 — ок.1223) после его путешествия по Уэльсу в 1188 г. вместе с архиепископом Кентерберийским. Эта книга — важный источник для изучения валлийских легенд, ибо автор, не утруждая себя разбором, записывал буквально все, что слышал от местных жителей.

ИТХ

В одной из легенд ирландских кельтов Итх — один из сынов Мил Эспэйна, которые стали первыми смертными — правителями Ирландии. Как показывает само название, пришельцы были выходцами из Испании, и в той же легенде рассказывается, что Итх перым увидел Ирландию с вершины одной из башен в Испании и решил отправиться на остров (см. главу 10).

ИУБДАН

По легенде ирландских кельтов, Иубдан — король эльфов Фэйлинна и супруг королевы Бебо. Он с женой посетил Ольстер, чтобы собственными глазами повидать тамошних жителей, ибо Эйсирт, его собственный бард, наложил на короля заклятие, предписывающее совершить этот визит (см. главу 13).

ИУХАР

По легенде ирландских кельтов, Иухар — сын Туиреанна, брат Бриана и Иухарбы. Трое братьев убили Киана, сын которого, Луг, решил отомстить им (см. главу 8).

ИУХАРБА

По легенде ирландских кельтов, Иухарба — сын Туиреанна, брат Иухара и Бриана (см. главу 8).