Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Май

Май

Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин.

В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...». Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство.

С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.

Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.

Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы.

Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.

С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.

Издревле Майский праздник (Maifeiertag) отмечается в Германии весело и шумно. В этот день можно потанцевать, попеть, купить на ярмарке мастеров полезные и забавные вещи, послушать музыку. Одним словом, весело провести время, отдохнуть.

Празднование проводится в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла — природа начинает новую жизнь

Символикой этот праздник связан с Пасхой и Троицей. Распустившаяся зелень, сочетание красного и зеленого имеют особую магию. Однако, обычай этого праздника восходит к языческим временам.

Праздник накануне мая отмечается всеми германскими народами. Он в основном известен как “Валпургиева Ночь” ("Walpurgisnacht"), по св.Валпурге (Walpurga) или Валбурге (Walburga), исконное тевтонское имя праздника не сохранилось. Оксфордский словарь святых (The Oxford Dictionary of Saints) сообщает нам, что “Праздник (Валбурги) первого мая неуместно совпал с языческим праздником начала лета и собранием ведьм, откуда обычаи Вальпургиевой Ночи, которая не имеет связи со святой. Тем не менее, не исключено, что приписываемая ей защита посевов, представленная на её изображениях тремя колосьями, может быть перенесена на неё с Матери Земли” (стр.395).

Дажьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).

По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.

Акшая-Трития (Akshaya Trithiya) приходится на третий лунный день (Трития) яркой (растущей) половины лунного месяца Ваисакха, после празднества урожая. Астрология Вед говорит о Мухурте - благоприятном времени для выполнения церемоний, важных покупок и новых начинаний.

Акшая-Трития является "днем прочных и продолжительных достижений". Этот день также рассматривается как один из самых духовных и благоприятных дней года и поэтому является одним из самых важных дней Ведического календаря.

Многие слышали, что пролетьем называют конец зимы. В этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье.

Славится Майя Златовласка - Матерь Всех Богов. В ее честь происходит возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Вращение белого Солнцеворота. Обряд опахивания, приносящий здоровье и удачу.

Скоморошьи забавы, игры, песни и хороводы. Танцы и песни под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Прославление Майи Златовласки на Капище Макоши. Волшебное чародейство у Триглы, помогающее женщине сохранять лад в семье. Молодецкие забавы, посвященные Летеню.

 

Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особо чтятся в этот день Велес и Макошь — Земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.

На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:

Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.

Ежегодная церемония Первой Борозды (Royal Plowing Ceremony) обычно проводится в мае на территории королевского парка Санам Луанг (Sanam Luang), недалеко от Большого Дворца в Бангкоке. Эта древняя церемония посвящена успешному началу нового сельскохозяйственного сезона.

Церемония Первой Борозды имеет брахманское происхождение, и она практиковалась еще до рождения Будды. Когда Будда был принцем, он тоже принимал участие в этой церемонии. Благоприятный день и время для проведения церемонии назначаются королевскими астрологами-брахманами (Brahmins).

В наши дни, хотя Их Величества и присутствуют на церемонии, король больше не играет в ней ведущей роли. Его Величество назначает Главного Пахаря своим представителем для исполнения этого красивого обряда. Основная цель этой церемонии — правильно предсказать количество осадков в предстоящем сезоне. Главному Пахарю предлагают на выбор три одинаковых на вид отреза ткани. Если он выберет самый длинный отрез, то в будущем году следует ожидать слабых осадков, если самый короткий, то год будет дождливым, а отрез ткани средней длины означает умеренное количество осадков.

В этот день в Нидерландах около 600 из существующих в стране 1000 ветряных мельниц открываются для посещения публикой. Этот праздник совпадает с Национальным днем велосипедиста, поэтому во все велосипедные маршруты включаются посещения ветряных мельниц. Ветряные мельницы — один из символов Нидерландов, наряду с каналами, тюльпанами, голландским сыром и голландской селедкой.

Римлянин Плиний Старший сказал однажды про голландцев: «Не знаешь, земля им служит обиталищем или вода». В самом деле, земля здесь зыбка, ненадежна. Половина территории государства лежит ниже уровня моря. Изгнание воды и борьба за сушу, пригодную для жизни и земледелия — повседневная голландская реальность. Девиз на гербе Нидерландов гласит: «Борюсь и выплываю!»

Сегодня отмечается национальный грузинский праздник. День поминовения святой благоверной царицы Тамары — Тамароба. Обычно главные события, посвященные этому празднику, проходят в Тбилиси — в церкви, носящей ее имя, в храме Рождества Пресвятой Божией Матери и в Ахалцихе (Южной Грузии).

Как национальный праздник отмечается с 1917 года после восстановления автокефалии церкви Грузии.

Достоверные исторические сведения сопровождаются легендарными сказаниями с самого дня вступления царицы Тамары на престол. Тамара Багратиони, жившая на стыке 12—13 веков, была первой женщиной в истории Грузии, вступившей с 1184 года (после смерти отца Георгия III) на престол и ставшей единоличной правительницей.

Мохини Экадаши (Mohini Ekadashi), как и остальные праздники «одиннадцатого дня», является древнейшей духовной традицией. Суть этого праздника, вокруг которого существует целая философия, сводится к тому, чтобы так или иначе возвысить человека над его повседневностью, обыденностью. Человек склонен распыляться, забываться и окончательно забывать — такова природа человека, однако природа души своершенно иная! Празднование Мохини Экадаши направлено на то, чтобы человек вспомнил себя душой посредством совершения естественной для души деятельности.

Сегодня отмечается самый священный праздник буддийского календаря — День рождения Будды (Buddha Purnima), основателя буддизма. Согласно легенде Будда родился в этот день в 623 году до н.э., в этот же день достиг просветления и в 543 году до н.э. в этот же день умер, достигнув полной нирваны. Таким образом, одновременно отмечаются все три важнейших события в жизни Будды.

Будда Шакьямуни, известен также как Сиддхартха (собственное имя) и как Гаутама (родовое имя). Был сыном Шуддходана из рода Гаутамов, шакьев (отсюда Шакьямуни — «отшельник из племени шакьев»). Родился в деревне Лумбини (теперь территория Непала). После рождения сына, в возрасте 29 лет принц Сиддхартха оставил светскую жизнь и отправился на поиски Истины. Аскетизм и подвижничество не привели его к цели. Тогда он избирает «Срединный путь».

Традиция этого праздника восходит ко временам существования Иерусалимского Храма. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер — это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день.

На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно — сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера». Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число.

Троян (Трибогов День) — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье.

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

Современная Индия во многом отошла от той древней ведической культуры, идеалы которой до сих пор являются образцом в первую очередь духовной традиции. По большому счёту, необходимо говорить не о культуре Индии и даже не о культуре древней Индии, а о культуре отношений, остатки которой можно обнаружить при изучении древних культур. Сохранившиеся до сегодняшних дней сокровища очень часто получают толкование, оставляющее в стороне их непреходящую ценность. Всё чаще и чаще культура является не образом жизни, не отношением, не самосовершенствованием, а просто средством для привлечения туристов.

Что же находится в основании древнейшей традиции празднования священных дней Экадаши? Чистота, милосердие, аскетизм и правдивость — вот те четыре основания для сохранения и поддержания культурной традиции, призванной возвышать человека. Правдивость из этих четырёх оснований является самой последней возможностью совершенствования, позволяющей подняться даже тогжа, когда все остальные возможности полностью утеряны.