Ноябрь
Праздник Зимних Ночей (Winter-Nights feast) знаменует конец сбора урожая и поворот года от лета к зиме. В это время тот скот и свиньи, которых хозяева не могли содержать зимой, закалывался как часть праздника. Это было время для радости: работы в поле на этот год заканчивались, скот возвращался в хлева. Теперь внимание людей обращалось вовнутрь, теперь была возможность в долгие северные ночи сделать всё, что можно было делать в доме - вырезать и ремонтировать, прясть собранный летом лён, вязать сети и ладить стрелы на грядущий год, - и глубокие раздумья в значительной степени занимали место действия.
5 ноября происходят празднества в честь Апам-Напата. Солнце находится в 13 — королевском — градусе Скорпиона.
Апам-Напат олицетворяет тонкую связь с божественным началом, самую сокровенную информацию. Все отдельные части он объединяет в общую живую картину реальности. Покровительствует музыкантам, художникам, мистикам, ведает всеми циклами.
С праздником связана мистерия Приапа — символа янской (мужской) энергии, сексуальности. Зороастрийцы считают, что в основе древнего инстинкта соединения мужчины и женщины лежит стремление людей к изначальной целостности и гармонии. По преданиям человек был создан обоеполым и целостным. Лишь потом Ангро-манью — главный носитель зла — расколол его на две половины: мужчину и женщину.
Согласно ритуалу зажигают 13 огней и едят пищу из грибов и бобовых растений (горох, фасоль и тому подобное).
Согласно древней финской религии и народному календарю Финляндии, Кекри — это праздник в честь окончания всех сельскохозяйственных работ и времени, когда коров с пастбищ загоняют в хлева на зимнее стойло. Кекри —это период перехода от осени к зиме.
Первоначально праздник отмечался 29 сентября в День святого архангела Михаила (Michaelmas / Saint Michael the Archangel), но позднее был перемещен на 1 ноября — День Свех Святых (All Saints' Day). Считалось, что на Кекри, который обозначает период между старым и новым годом, духи ушедших предков возвращаются и навещают родные дома.
Соответственно, живые поминают ушедших. В этот день для духов предков оставляется еда и напитки, готовится сауна, и ушедших в мир иной называют «святыми людьми». В основном, это семейный праздник, но в некоторых областях Финляндии празднование включает разделку овцы деревенским старостой.
14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров — Днем кузнеца.
Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе.
Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.
Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа — кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.
Зула-хурал («Праздник тысячи лампад») — важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357—1419 гг.), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула-хурал проходит в течение трёх дней.
Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Экадаши (от санскр. «эка» — один, «даша» — десять) наступает за трое лунных суток до новолуния и полнолуния. Древнейшая ведическая традиция гласит: «Экадаши — мать преданности», поскольку именно в этот день каждый получает возможность сосредоточиться на своих отношениях с Богом.
Празднование Утпанна Экадаши (Utpanna Ekadashi) строго регламентировано, начиная с предыдущего дня, в который рекомендуется тщательно почистить зубы и поужинать. В день Утпанна Экадаши необходимо соблюдать пост. Старшие (родители или священники) обычно рекомендуют лично каждому в соответствии с его уровнем духовного развития благоприятный вариант поста: либо кушать лишь раз в полдень, избегая зерна и бобов; либо кушать лишь раз вечером, избегая зерна и бобов; либо поститься полностью.
Праздник Зервана-Акарана приходится на 21—22 ноября, когда Солнце в 30 градусе Скорпиона.
Зерван в зороастрийской философской системе — бесконечное непознаваемое для человека. Зерван-Акарана символизирует вечное время, оно считается незамкнутым. В вечном времени существуют Изеды — носители священных принципов и другие божества, ангелы. Люди могут только через ритуалы праздника прикоснуться к вечному. для чего устраивают маскарады. Считается, вечное срывает все маски, всю ложь, наносное и обнажает истину.
Люди из года в год в этот праздник повторяют мистерию надевания и срывания масок, стремясь настроить себя на вечное, истинное.
Для людей Зерван — священная пустота, которая защищает от искажений, отклонений. Символ Зервана используют часто в целях защиты от зла.
Благоприятна в этот день покупка зеркал, часов. Зажигают 4 огня.
В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.
Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть. На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает:
«А ни Мара ни Морока не смиемо славити».
После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине).
Обрядовая пища в этот день включает кисель, оладьи, морковь, репу.
До наших дней дошли несколько праздников, связанных с духами. Кадри — покровительница овец, поэтому в ее день спаривали молодой скот.
В этот день, как и в Мартов день, по улицам ходят ряженые. Они ходят по домам. Так что не пугайтесь, открыв дверь на звонок или стук и увидев троих, а то и семерых ребятишек, у которых раскрашены лица и одежда не совсем обычная. Они всего лишь хотят спеть Вам песню и взамен получить угощения.
В Эстонию Кадрипяэв пришел вместе с христианством в 12 веке. Тогда был заменен праздник осенних работ на день памяти святой Катарины (Кадри).
В этот день принято было надевать белые или светлые одежды. Для эстонцев этот день всегда означал дань традициям и устоям.