Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Колесо года -> Июнь -> 21 июня - Мидсаммер (Midsummer) - Скандинавская традиция

21 июня - Мидсаммер (Midsummer) - Скандинавская традиция

21 июня - Мидсаммер (Midsummer) - Скандинавская традиция

Мидсаммер – праздник летнего Солнцестояния. Христиане назвали его “Ночью Св.Иоанна”(Джона,"St. John's Night"). Как самая короткая ночь года, это было (и есть) особо праздничное время для народов Севера. Праздник Солнцестояния, дата меняющаяся, колеблющаяся между двадцатым и двадцать третьим, однако обычно торжества проводятся в Канун Мидсаммера.

Традиционное празднование Мидсаммера имеет много общего с Остарой и Майским Днём. В Швеции “Майский Шест” (maypole), дерево или столб так же устанавливают и в Мидсаммер. Олаус Магнус (Olaus Magnus), писавший в 1500г, упоминал, что народ приходит к мидсаммеровскому дереву молиться что бы полям была дана сила прорастать и клали на поля кресты из листьев, так что бы посевы росли с божьей помощью без ущерба от молний, грома или града. Во времена язычества такой обряд мог быть обращением за помощью к Тору, что бы защитить поля и освятить их его Молотом - чтобы посевы могли расти.

В Сконе (Skane, Швеция) венок Мидсаммера был большим венком, сплетённым из всех цветов и побегов, что растут в округе, связанный, его подвешивали на шест, который два мужчины или мальчика несли на своих плечах. Снизу шеста было бумажное изображение квочки на яйцах. Двух “веночных мальчиков” сопровождали от шести до двенадцати “веночных девочек” в процессии вокруг селения. В Ютландии (Jutland) и Сконе было принято для парней и девушек дарить друг другу венки, что бы носить этой ночью как знак привязанности (Олрик (Olrik) и Эллекилде (Ellekilde), “Мир Северных Богов” (Nordens Gudeverden), стр. 678-79).

Огонь также же очень важен для этого праздника. Гримм (Grimm) комментирует, что “на севере Германии (костры) устраивали на Пасху, на юге в Мидсаммер…это всё зависит от народов Саксонских или Франкских…Некоторые страны, такие как Дания и Каринтия (Carinthia, провинция на юге Австрии) однако, кажется так почитают оба.” (“Тевтонская Мифология”(Teutonic Mythology), стр. 615). Главное различие, которое он отмечает, заключалось в том, что костры Пасхи (Easter) обычно разжигались в горах и на холмах – в диких местах – тогда как огонь Мидсаммера обычно горел на улицах и рыночных площадях (стр.626). В Дании, “Огонь св. Иоанна”, как предполагается, зажигался на кургане или ином возвышенном месте, сено или рожь были важной частью этого костра, и в некоторых местностях соломенная кукла, называемая “Дитя”, кидалась в пламя (Троельсен (Troelsen), “Северная крестьянская религия” (Nordisk Bondereligion), стр.70-71). Норвежцы так же сжигали человекоподобную фигуру, называемую “старик” ("kallen", англ. the carle) или “старуху” ("kaellingen", англ. the carline) (Олрик и Эллекинде, “ Мир Северных Богов”, стр.671). Солнечное колесо, подобное такому же в Йоль, также зажигалось на Мидсаммер, Гримм сообщает нам, что в городке Конц (Konz, Германия) делали такое колесо, которое, пылая, катилось вниз в Мозель (Moselle, река, протекающая по Франции, Люксембургу, Германии), и что если оно продолжало гореть, достигнув реки, это было знаком хорошего урожая вина и причиной великого ликования. (“Тевтонская Мифология”, стр.620). Скандинавские костры Мидсаммера очень часто зажигались на курганах и возвышенностях, Олрик и Эллекилде ссылаются на упоминание 17 в. про илдхоу "Ildhoj" (огненный курган, "fire-howe"), на котором это пламя зажигалось, что бы извести ведьм, когда близился урожай (“Мир Северных Богов”, стр. 670). Гримм так же упоминает всеобщую практику кидать травы в пламя Мидсаммера, и прыгать через него, как это делалось в Валубургову Ночь.

В современном Асатру, как рассказывается в главе про культ, некоторые группы сжигают модели кораблей викингов на этот праздник. Это может быть результатом влияния сожжения погребального корабля Бальдра, или просто огненным освящением одного из величайших знаков Северной культуры.

В Дании перед заходом солнца на Мидсаммер, была традиция “украшать” или “березить” (прим. birch от “берёза”) поля льна, раскладывая сверху зеленые ветки (в основном тополь). Промежуток времени, в течении которого листья остаются зелёными был признаком жизни льна, тополь так же, как предполагалось, отваживал тех ведьм, которые причиняли вред урожаю. (Троельсен, “Северная крестьянская религия”, стр.68 ). Норвежцы, шведы и шведские финны развешивали листья и цветы всех видов (особенно рябину (rowan)) всюду по дому для защиты в эту ночь. Коровы украшались венками, которые помещали им на рога, потом венки развешивались в коровнике до следующего года. (Олрик и Эллекилде, “ Мир Северных Богов”, стр.676-77). В наше время это было б памятью о защите против колдовства, но и в той же степени - благословением животных, есть несколько упоминаний в сагах о коровах, получивших отдельный культ, и в “Песне о Хельги, сыне Хьёрварда” говорится о золотых рогах скота при храме (прим. - вообще-то по тексту: “Выберу храм, возьму алтари и коров златорогих из княжьего стада…”).

Мидсаммер очевидным образом – праздник Солнца во всей его силе, многие сегодня также славят Бальдра во всей его яркости в это время.