Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Космическая мифология древних славян (А. Куликов) -> Этимология имен языческих богов - Расшифровка смыслового значения отдельных слогов

Этимология имен языческих богов - Расшифровка смыслового значения отдельных слогов

В основе метода расшифровки лежит анализ слов древнерусского, старославянского, современного русского и других языков с известным толкованием

В табл. 2 приводятся результаты расшифровки с краткой аргументацией, которая, по нашему мнению, позволяет несколько подкрепить догадки. В целом эти результаты носят предварительный характер. Но одно то, что не без их помощи удалось впервые существенно уточнить какие представления лежали в основе культа многих древних богов, говорит о полезности полученных данных.
Существование различных модификаций при написании какого-то значимого слога (возможно появившихся в результате конкретизации его смысла, например, соотнесения со временем) можно проиллюстрировать на примере имени Радгост. В табл. 1 приведены известные варианты написания имени.

Разбивая собственные имена богов на значимые по смысловому ' содержанию слоги (выделяя слоги из имени) и используя табл. 2, можно попытаться определить некоторые функции того или иного божества по его имени. При этом мы исходим из предположения, что имена многих богов сложились очень давно, тесно связаны с протоязыком и не очень сильно изменились с момента возникновения. Примером может служить имя Радгост, Redigost, которое выше уже рассматривалось.

Ниже приводятся варианты трактовки имен ряда богов, кажущиеся нам наиболее убедительными. Причем, на базе 9-ти слогов табл. 2 из славянского пантеона можно расшифровать три имени: Радгост, Сварог, Хоре; на базе 17-ти — восемь имен: добавляются Даждьбог, Перун, Велес, Лада и Леле; и на базе 20-ти — десять: добавляются Свен-товит и Стрибог. .

Анализ проводится с учетом того, что в разных источниках приводятся различные формы написания одного имени.

4.2. Свдрог
Известно, что Сварог — божество неба, подобный Варуне и Урану.
Сварог = С-ВА-РО-Г(А) ~ является-поверхностью-внутрь-защи-щать = поверхность-внутренность-защищающая.
Как уже говорилось выше, жителями средних широт, до открытия южного полюса мира, форма это,й поверхности воспринималась ввиде
искривленного конуса, на котором были расположены звезды. В их восприятии эта оболочка защищала Землю и пространство вокруг нее от космических вод. Такая конфигурация небесного свода могла объясняться двумя способами. Либо небесные воды удерживаются какой-то оболочкой, например, хрустальным сводом в форме рога, либо пустота внутри мировых вод образована огромной воронкой — водоворотом, имеющей аналогичную форму.

Варуна = ВЛ-РУ-НЛ = поверхность-польза-нести = поверхность-пользу-приносящая.
Полезность Варуны может заключаться в том, что он, как и Сварог, не дает космическим водам поглотить Землю. Нельзя исключить, что имя Варуна не случайно близко по звучанию к слову «воронка». То же можно сказать и о части «рог» в имени Сварог в связи с соответствием представлений о форме небесного свода форме обычного рога.
При послоговой трактовке имени Уран возможны два основных варианта:
Уран = УР-ЛН — огненный-весъ;
= УР-РЛ-Н = огонь-наоборот -несет — огонь (свет) уносящий-ноч-
ное небо.
В имени не улавливается указаний на какую-то особую геометрическую форму объекта. Можно предположить, что в основу имени была положена ассоциация, отличная от предыдущих двух случаев, например, связанная с представлениями о подвижном небе, за которым находится космический огонь. Этот огонь через «отверстия» в небе можно наблюдать. Так иногда объяснялась природа небесных светил.

4.2. Перун
Перун в славянской мифологии бог грозы (грома), связан с военной функцией и договорами. Его представляли в виде немолодого мужа: голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. В пантеоне Киевской Руси почитался как высший бог.
Перун = ПЕ-РУ-Н = пустота-ценность-нести — пространство ценной полезностью наполняющий.
Функция Перуна — создавать и поддерживать неравновесное многообразие в ближнем космосе. Образ Перуна связан с дневным небом. Светящийся голубой купол неба — это его серебряная голова.
В индоевропейской традиции функционально близок Перуну, в частности, один из богов Ригведы — Индра, имени которого можно попытаться дать послоговую трактовку.

Индра — ИН-Д(0)-РЛ = ИН-делающий-обратно, наоборот = ИН-раз-рутающий, уничтожающий.
Можно предположить, что в данном случае «ИН» — это характеристика, как-то связанная с понятием «твердое», со льдом или снегом, созвучно слову «иней»; лат. induro [in-doro] означает «делать твердым» = in-do-ro = твердым-делать-внутри.
Образ Индры тесно связан с весенними грозами, в связи с чем можно предположить, что в имени указывается на умение Индры растапливать снег и ледники. Это не противоречит мифам об убийстве Индрой змея Вритры, перегородившего течение рек, и мифу об освобождении коров, замкнутых в скале. В таком случае, змей и скала — это образы, связанные с ледником, а освобожденные коровы — весенние грозовые тучи (образ коровы — тучи часто встречается в индоевропейской традиции).
Сюжет борьбы и победы героя над змеем присутствует в древнейших мифах у многих народов. Широкое распространение сюжета можно объяснить его астрально-климатическим происхождением. В далекой древности ( 2000—4000 лет до н. э.) Полярной звездой была не современная альфа Малой Медведицы, а ярчайшая звезда созвездия Дракон — Турбан («дракон» по-арабски), но прецессия лишила ее этой привилегии. Если воспринимать это событие образно, то Дракон — вытянутая в виде искривленной линии звездная конфигурация, был «сброшен» с вершины небесного рога — воронки, которую он до этого «захватил». По времени это событие совпало с наиболее активной фазой великого потепления климата Земли, которое началось ~ 8 тыс. лет дон. э.
Подъем уровня Мирового океана в позднеледниковое время (2— 2,5 тыс. лет до н. э.) привел к тому, что, например, уровень Черного моря превысил современный на 2—2,5 м. Чтобы оценить масштабы явления, скажем, что уровень Средиземного моря 12—11 тыс. лет до н. э. был на 70—80 м ниже современного *.

4.3. Свентовнт

Свентовит относится к детям Сварога. В западно-славянской мифологии — высший бог, связанный с войной и победами. Идол Свен-товита имел четыре лица.
* Долу ханов П. М. История средиземных морей. М.: Наука, 1988.
С-ВЕ-Н- ТО-ВИ- Т = С-ВЕ-(Е)Н- ТО-ВИ- ТОУ = является-ведаю-щим-все-это'видимое-здесь;
« С-ВЕ-Н(Е)-ТО-ВИ- ТОУ=является-ведение-не-сущим-этому-видимому-здесь.
Обобщая эти два наиболее вероятных варианта разбиения на значимые слоги имени будем иметь: присутствует во всем видимом, делает все видимым.

Функция Свентовита — делать объекты видимыми. Он как бы покрывает поверхности объектов чем-то видимым, придает им какой-то цвет, меняющийся от освещенности. Деятельность Свентовита отвечает на вопрос: почему разные предметы имеют разный цвет и почему этот цвет меняется от времени суток. Каждое из четырех лиц Свентовита соответствует одному из четырех типов освещенности в течение суток: рассвет, день, заря, ночь. В имени также отражены представления о присутствии света во всех проявленных объектах. Можно предположить, что это явилось обобщением наблюдений за такими процессами как горение, свечение раскаленных предметов, получение огня путем трения деревянных брусков и т. п.

4.4. ДАЖЬБОГ
Дажьбог (Дажьбогъ, Дажбогъ, Даждьбогъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в состав так называемого Владимирского пантеона. Дажьбог связан с Солнцем и относится к детям Сварога.
Дажьбог =ДЛ-Ж-БО-ГА = дающий-жизнь-берущий-защищать = дающий жизнь бог ~ родитель и защитник.
В имени отражаются представления о Солнце как подателе жизни и спасителе.
Любопытно отметить, что с точки зрения современной науки, по одной из вероятных версий, Земля и другие планеты солнечной системы образовались из солнечного вещества. В результате мощного взрыва на Солнце солнечное вещество в виде раскаленных капель — планет разлетелось по орбитам, наподобие искусственных спутников Земли. Эти капли постепенно немного остыли и с поверхности затвердели.

4.5. Хоре
Хоре (Хърсъ, Гурсъ) — сын Сварога, относится к солнечным божествам, для послоговой трактовки выбираем, как наиболее адекватный, вариант имени Хърсъ, который, с учетом остальных, а также с учетом особенностей звучания звука «ъ» у восточных славян *, можно представить:
Хърсъ = ХЪ-Р-С = ХО-ЯР-С — движущий-огонь-является — движущий огненного, ярого — движущийся с огнем, жаром есть.
Функции Хорса — перемещать, сопровождать Солнце в его движении.

4.6. Еелес
Велес (Волос) — сын Сварога, выступает как покровитель домашних животных, бог богатства. Известно о связи Велеса с поэзией.
Велес = ВЕ-ЛЕ-С = ведающий-летание (вознесение)-является = быстрый, возносящий.
Функции Велеса в чем-то аналогичны функциям Хорса.

4.7- Стривог
В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьимивнуками, которые стрелами веют с моря, что, по-видимому, указывает на атмосферные функции Стрибога.
Стрибог = СТ-РИ-БОГ=явленный-не-бог —непроявленный (невидимый, неперсонифицируемый) бог.
Для сравнения:
стриж («ночная птица») — СТ-РИ-Ж = невидимая-живность;
стрела = СТ-РЕ(РИ)-ЛА = невидимо-летящая. Можно предположить, что основная функция Стрибога это обеспечение возможности дышать. Обосновать это можно тем, что людям было хорошо известно, как тяжело дышать высоко в горах, хотя видимой причины для этого не было.

4.8. ЛАДА
Лада — одна из двух богинь плодородия, покровительница брака и благополучия.
* Можейко Н. С, Игнатенко А. П. Древнерусский язык. Минск: Выш. школа, 1978. С. 105.
Лада — ЛА-ДА = летание-дающая = легкость, облегчение жизни приносящая.
4.9. Леле
Леле — богиня возвращающейся Весны и плодородия, дочь Лады. Леле — ЛЕ-ЛЕ =дважды летящая = летит (на) летящих (птицах)-приход весны совпадает с прилетом птиц.