Получать новости по почте

Февраль - Сечень

В Древней Руси февраль был последним месяцем в году, и называли его «сечень» (сечет холодная метель), «межень» (ка­лендарная межа зимы и весны), «снежень» (снежный месяц) и «лютый» (лютует в эту пору мороз). Но существовало и другое название — «февраль-бокогрей» (солнце уже подтаивает тяжелую броню изо льда).

2 февраля (20 января) — Ефимий: в полдень солнце — к ран­ней весне. Если же в середине дня метель разыграется, то вся мас­леница метельной будет.

4 февраля (22 января) — Тимофей-полузимник. Половина зи­мы прошла. В сумерках гудит метелица, воет ветер, бросает в лицо холодную снежную крупу. «Вьюги да метели под февраль налете­ли»; «Крутой мороз крепчает, а к вечеру лютует». «Бокогрей» щедр и на снег, и на холод.
6 февраля (24 января) — Аксинья-весноуказательница: какова Аксинья, такова и весна; на полузимницу вёдро — весна красная. Запомнилась Аксинья и как полухлебница (до нового урожая хлеба потребуется не менее съеденного).
10 февраля (28 января) — Ефрем. Ветер пронесся — к сырому году. На четвертый день после Ефрема — Трифон. На него пред­сказателем сказывалось ночное небо: коли звездисто — к поздней весне.

15 (2) февраля, — Сретенье — зима с весной встретились. Све­сились с крыш сосульки, затенькали робкие капели, на солнышке весной повеяло. «На Сретеньев день тепло льды опятнает»; «На Сретенье кафтан с шубой встретился»; «На Сретенье цыган шубу продает».
О весне судили так: если на Сретенье установится оттепель, то весна будет ранняя и теплая, а коли холода завернут, то жди
весну холодную. Выпавший в этот день снег — к затяжной, хо­лодной весне.
Февраль — кривые дороги, только и объезжай сугробы. Фев­раль тоже синевой примечателен. Приглушенный синий отблеск сугробов появляется в ясный день.
17 (4 февраля) — студеный Николай. Ударяют морозы.
К 23 (10) числу приурочено такое разнословье: «До Прохора старуха охала: «Ох, студно». Пришли Прохор да Влас — никак скоро весна у нас!»
Но Власьевские морозы 24 (II) февраля еще круты, проби­рают до костей, а след от полозьев уже блестит влагой. «Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги». Бывший языческий Велес — заступник стад и позже долго почитался под именем св. Власия. К его дню приноравливались самые разнообразные обряды по сохранению скота от падежа: кропили коров водой, кое-где сгоняя их для этого к центру села. Следую­щей ночью пастухи выходили на перекресток окликать звезды, прося их сделать так, чтобы овец по дворам было не меньше, чем звезд на небе.
Завершается зима. В ознаменование победы сил света и тепла над силами холода устраивались всенародные масленичные гу­лянья.

Масленица была самым раздольным и веселым праздником. В южнославян­ских и западнославянских странах божество зимы Морана уступала свое вла­дычество Ладе, олицетворявшей весну. Целую неделю шло веселье. Каждый день масленичной недели имел свое имя. В первый день масленицы на Руси народ справлял «встречу честной масленицы, широкой боярыни». Дети с утра вы­ходили на улицу строить снежные горы, с песнями, причитаниями. Сбегая с гор, кричали: «Приехала масленица, приехала масленица!» Встреча заканчи­валась кулачными боями. В некоторых местах приготавливали соломенную кук­лу-масленицу, надевали на нее кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту масленицу-куклу ввозили на санях в гору с причита­ниями встречи.

К первому дню масленицы устраивались общественные горы, качели, вислые и круглые балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не отвечать сладких яств значило в старину жить в горькой беде, лежать калекой без ног или быть дряхлым стариком.

Москвичи справляли масленицу у Красных ворот. Богатые люди с понедель­ника начинали печь блины, бедные делали это лишь с четверга или пятницы. Первый блин клали на слуховое окошко для душ родительских; старухи, кладя блин, приговаривали: «Честные наши родители, вот для вашей душки блинок!» Приготовление блинов было большим искусством, а рецепты хранились втайне. Теши приходили к зятьям в дом поучить своих дочек печь блины.

Масленица-кривошейка, Масленица-обмануха! Встречаем тебя хорошенько! До поста довела,
С блинцами, с каравайцами. Всю еду взяла,
С вареничками! Дала редьки хвост
Масленица-блиноеда, На великий пост!
Масленица-жироеда, Мы его поели —
Масленица-обируха, Брюха заболели...

Второй день масленицы (вторник) — заигрыши. С утра приглашали девиц и молодцов поесть блинов и покататься на горах, что устраивали во дворах. Ма­тушки посылали «позываток» по родным и знакомым дочек и сынов с наказом: «У нас горы готовы, блины испечены — просим пожаловать!» Позываток встре­чали с почетом и приветом и отпускали с наказом «кланяться хозяину и хо­зяйке с детками». (Отказ же объявлялся условленным общим выражением: «У нас у самих горы состроены и гости прошены».) После угощений гостей отпус­кали покататься на горах.

На «лакомки» в среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а чтобы позабавить любимого зятя, созывали всех родных, пекли блины, оладьи, тво­рожники.

Среда — «лакомка», за ней — «разгуляй-четверок». Вершина праздника от­мечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали за осаж­денных и осаждаемых; в баталиях по взятию снежных городков участвовали пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удоволь­ствие.

В деревнях на широкий четверг составляли «потешный поезд». Под Клином, например, он выглядел так: на сани-розвальни ставили бревно-слегу с надетыми на него колесами. На верхнее колесо усаживался весельчак-прибаутник в белом балахоне. В сани вскакивала разодетая молодежь, и поезд с гиком и песнями выносился шестеркой коней на улицы. На первом коне сидел верховой в каф­тане, перехваченном крест-накрест кушаками, на плечах у него развевались соломенные эполеты. Впереди всех скакали дети.

В Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском и Владимире возили по улицам мужика с вином и калачами. Для поезда выбирали огромные сани, привязы­вали в середине столб, на столбе колесо, на то колесо и сажали мужика. За санями тянулся поезд с народом.
В старину на санях возили дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками. В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом. В Ярославле с четверга пели Коляду.

Кулачные бои начинались с утра и продолжались до вечера.

Пятницу называли «тещин ве­чер»: в этот день зятья ходили к те­щам в гости. Субботу — «золовки-ны посиделки», посещение родных.
На «тещины вечерки» зятья угощали своих тещ блинами. При­глашения были почетными — со всей родней к обеду или на ужин. Зять был обязан лично пригласить тещу, а потом утром присылать за ней нарядных «зватых». Чем боль­ше приходило «зватых», тем боль­ше почестей оказывалось теще. За хлопоты «зватые» с обеих сторон получали подарки.

Воскресенье — «прощеный день». Прощались с масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесен­ные обиды. На прощеный день ездили одаривать кума с кумой, родные приходили к старшему в ро­ду, бедные — к богатым. Проща­ние звучало так: «Прости меня, по­ Кувшин — календарь для летних молений о дожде. IV в. жалуй, буде чем виноват пред то­бой!» Прощание заключалось в поцелуе и низком поклоне. Между домашними прощение бывало после ужина, перед сном: дети кланялись в ноги родителям, просили прощения и, высказав, что на душе лежало, принимались за песни да пляски.

В Москве любимыми местами народных гуляний были Марьина роща, набе­режные Москвы-реки и Неглинной. Тут не только вдоль берега, но и на льду ста­вили шатры, палатки, шалаши, крытые рогожами, а где-то лубком. Главный ша­тер — «колокол» украшали зеленой елкой, над древком развевался нарядный флаг. Вдоль торговых рядов ходили разносчики и предлагали кто блины, кто оре­хи и пряники, а кто и напитки: сбитенщики угощали сбитнем, бузники наполняли чаши бузой. В балаганах показывали представления, тягались силой, забавля­лись фокусами. Шумно было на качелях и каруселях. Устраивали рысистые со­стязания, пели:

А мы Масленицу провожали,
Ой ли, лели, провожали!
Во земельку мы закопали!
Ой ли, лели, закопали!
Поносивши воду, ножками притоптали,
Ой ли, лели, притоптали!

О русской масленице в народе сохранилось много поговорок. Среди них и такие: «Не все коту масленица!»; «Масленица семь дней гуляет»; «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом»; «Выпили вино об масленице, а с по­хмелья ломало после радуницы».