Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Славянская мифология (Беляков) -> Сентябрь - Хмурень

Сентябрь - Хмурень

1 сентября — 19 августа по старому стилю. Древнерусские названия сентября — «руен», «руин» связывались с желтым цве­том осени, «ревун» — с дождями, непогодой, «рюи» — с гоном, ревом оленей, «хмурень» — с угасанием солнечного света и ранним наступлением сумерек.
Сентябрь начинался днем Стратилата — тепляка, про который на Руси говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес»; «Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется».

8 сентября (26 августа), в Наталью-овсяницу косят овес. В первый день покоса крестьяне, скосивши немного овса, вяжут сноп и несут его с песнями на боярский двор или в свои избы. Сноп ставят в большой кут под образа. Хозяин со своими работниками садится за стол. Хозяйка начинает угощать их деженем — толок­ном, замешанным на кислом молоке или воде с медом, потом — овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев за сладкий дежен, за сытые блины. 

11 сентября (29 августа) — Иван полетный, полетовщик: «Иван постный пришел, лето красное увел»; «Иван Предтеча гонит птицу далече». Так мирно соединялись христианские и языческие названия (по церковным святцам, 11 сентября — день усекновения головы Иоанна Предтечи).
13 сентября (31 августа) — улетают журавли. «На Куприя­нов день журавли собираются на болотине уговор держать, ка­ким путем-дорогою на теплые воды летать».

14 (1) сентября — Семен-Летопроводец. В Подмосковье с этого дня начиналось настоящее «бабье лето». Его отмечали также чехи, словаки, сербы, украинцы, поляки... В Саратовской и Пензенской губерниях его называли «пасиковый», потому что на Семена-проводца убирали улья; в Ярославской и Вологод­ской губерниях — «луковый», так как в этот день вырывали лук и чеснок; в Рязанской губернии он слыл Аспосовым днем*, и там говорили: «Бабье лето на Аспосов день».

В Московской и Тульской губерниях крестьяне под Семен день тушили вся­кий огонь, кроме лампадного, а едва начинала заниматься утренняя заря, за­жигали новый свет. В старину огонь добывали старики и старухи из сухого дере­ва, а молодая невестка или сын зажигали спицей новый огонь — затапливали им печи в избах и банях, на посиделках зажигали свечи или лучину.

В селах с Семена дня начинались женские работы: с раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли лен в воде, стелили по лугам. Вечером садились за пряс­лица и веретена. С «бабьего лета» начинались осенние хороводы.

В Семенов день устраивали «мушиные похороны». Разодетые в праздничные наряды девушки зарывали завернутых мух в землю, а тараканов засовывали в щепки. Проходило это шутейное действо с песнями, на девушек посматривали парни, выбирая себе подругу по сердцу.
21 (8) сентября — «осенины», вторая встреча осени. Аспо­сов день. Его встречали играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встречать матушку осени ну с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а моло­дые вокруг нее пели песни, после чего разламывали хлеб на кус­ки по числу людей и кормили им домашний скот.

Заканчивается «бабье лето».
24 (11) сентября—Федора. Всякое лето — и «бабье», и обычное — кончается. «Не каждое лето до Федоры дотянет»; «Пришли Федоры — замочи хвосты» (начинаются дожди).

26 (13) сентября — Воздвиженье, третья встреча осени. Уле­тают птицы, медведи залегают в берлогах, корень не растет в
земле. Крестьяне рубят капусту. «Хлеб да капуста лихого не подпустят».

28 (15) сентября — «гусепролет», «гусарь». Темные предрас­светные вечера и предрассветная свежесть остужают воздух и землю: «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат».