Получать новости по почте

Небо - Земля

Подобно другим народам, славяне обоготворили небо, пола­гая, что там находится вечное царство природы,— ведь именно небо посылает солнечные лучи, оттуда блистают звезды и луна, проливается благодатный дождь.

Народная фантазия, создавшая для разнообразных небесных явлений различные поэтические олицетворения, тем не менее ри­совала их в едином, нераздельном образе. Так, по древнеиндий­ским преданиям, в образе Варуны — божества неба соединились многие представления; и потому это божество «руководит» све­том и временем, выводит в путь солнце и звезды. Солнце — его глаз, а ветер, колеблющий воздух,— его дыхание...

Очень похожее воззрение можно найти в Голубиной книге — памятнике устного древнерусского народного творчества, в ко­тором содержатся сведения о происхождении мира, природы, человека, различных вещей и т. д. (он отражал характерные для массового сознания представления о христианской вере и связанные с ней нравственные основы жизни). Здесь дана такая картина.

«Солнце красное — от лица Божьего, млад светел месяц — от грудей Божьих, звезды частые — от риз Божьих, зори белые — от очей Господних, ночи темные — от опашня Всевышнего, ветры буйные — от Его дыхания, громы — от Его гла­голов, дробен дожди и росы — от Его слез».

Арийские племена олицетворяли небо мужским полом. Его влияние на «земные роды» (урожаи) невольно соединялось с мыслью о супружеском союзе Отца-неба с Матерью-землей. Небо действует как мужская плодотворящая сила, проливая на землю свои согревающие лучи и утоляющий жажду дождь, а земля принимает весеннее тепло и дождевую влагу в свое лоно и дает плод.

Соответственно небо обозначалось словами мужского рода, а земля — женского. Слова среднего рода типа русского «небо» образовались позднее.

У славян Отец-небо получил имя Сварог. Он, как вы пом­ните,— верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов, т. е. прабог. На новых богов, «рожденных» Отцом-небом, были перенесены различные его атрибуты и признаки, и вместе с тем им было присвоено владычество над миром: Сва­рог, по древнему сказанию, предается покою, предоставляя воз­можность творчества и управления Вселенной своим детям. В упоминавшейся Ипатьевской летописи есть такая вставка из гре­ческой хроники Иоанна Малалы2: «И после Сварога царствовал сын его именем Солнце, его же наричють Даждьбог... Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Даждьбог, бе бо муж силен».

Противопоставление неба и земли привело к тому, что бо­жество было перенесено на небо, а человек — на землю. В ре­зультате супружества неба и земли появилось (во множестве мифологий) первое поколение богов— верховные божества.

В древнеиндийской мифологии, в частности, существовал та­кой миф.

Сын Неба и Земли Индра'' вступает в бой со злым демоном Вритрой. Для этого боя ремесленник богов выковал для него оружие — ваджру (обычно оно отождествлялось с молнией — «громовой стрелой»). Индра подкрепился тремя гигантскими кубками сомы (напиток, обладающий могущественными свойствами, частично отождествляемый с живой водой русских сказок), отчего у него при­бавилось роста и силы, и напал на Вритру, изображаемого в «Ригведе» в виде змея, лежащего на горах.

Схватка была ожесточенной. Вритра не только обладал силой, но был хитер и искусен в магии. И все же не помогли ему ни сила, ни волшебство. Индра, наконец, обрушил на него свою ваджру и переломил ему хребет. Иногда гово­рится, что он распорол ему брюхо, а иногда, что удар ваджры расколол горы. Из распоротого брюха Вритры вышли космические воды, которые были бере­менны плодом: в их утробе было Солнце...

Возникновение земли представлялось ариям в нескольких ва­риантах. Наиболее старый из них соответствовал приведенному славянскому мифу о песке (или комке ила), поднятого дьяволом, в других вариантах — вепрем со дна морского. Вепрь, которого изображали похожим на кабана, воплощал мифологического «от­ца существ». Увидев на поверхности ил, «он назвал его «гнездом вод», разложил на нем костер, который стал Землей, и тогда он нашел опору». (Поэтому в древних ритуалах под жертвенные костры клали немного земли, вырытой кабаном.)

В книге Ю. Шилова «Космические тайны курганов» (М., 1990) можно найти аргументы в пользу не только древней праро­дины ариев в Причерноморье, но и связей гимнов «Ригведы» с этими землями. Так, согласно Ю. Шилову, миф о противоборстве Индры и Вритры из «Ригведы» подтверждается ритуальными захоронениями в «степных пирамидах». Наиболее близкое соот­ветствие мифу прослежено в курганах у села Усатово под Одес­сой. Каменные конструкции имели вид полусферы, окруженной змеевидным культовым сооружением в виде оград из камней (кромлехом): они символизировали дракона, охраняющего яйцо или остров. Среди камней найдены две человекоподобные стелы.

На груди одной из них изображен вепрь. Стелы напоминают образы Индры и «отца существ» — вепря, которого в индийской мифологии называют Праджапати, а насыпь (комок ила) — это зародыш, или праяйцо. Зародыш возник из выделившегося изначальными водами жара, от столкновения волн. Из расколов­шегося яйца вышел «отец существ» Праджапати, а из половинок скорлупы образовались Земля и Небо.

У закавказского селения Цнори могила имитировала остров посреди подземных, окрашенных в красное (т. е. хаотических, пышущих жаром) волн. Солнце оставило свои следы в этом могильнике многочисленными изображениями на посуде, золоты­ми бусинками и колесом от повозки.