Получать новости по почте

Май - Травень

Май на Руси назывался «травень» или «травный»; у чехов и словаков — «кветень»; у хорватов — «розоцвет», «розняк»; у вен­дов — «майник», «пятник», «желтопушник», «цветничек» и т. п.

Май — торжество весны зеленой. «Майская трава и голодного кормит». В березняках новорожденная тень и легкая прохлада, на влажных лугах золотится купальница. Но как ни погож май, бывают еще и холода. Ненадежно майское тепло: «Май обманет, в лес уйдет». И люди просят: «Май — коню сена дай, а сам на печь полезай».

0 мае народ говорил: «Май леса наряжает, лето в гости ожи­дает»; «Майская травка голодного кормит»; «Одна майская роса коням лучше овса»; «Март сухой да мокрый май — будет каша да каравай»; «Май холодный — год хлебородный».

1 мая некоторые крестьяне выходили к колодцам, чтобы смо­чить семена в надежде на будущий урожай, бросали медные деньги на дно колодца. Другие предпочитали смачивать семена речной водой в течение трех утренних зорь, делали это скрытно, иначе урожай будет худой (боялись сглазу завистников).

6 мая (23 апреля). «Пришел Егорий — весне не уйти»; «Его-рий храбрый — зиме ворог лютый»; «Егорий землю отмыкает»; «Юрий на порог весну приволок». Егорьев день — день смерти великомученика Георгия по христианскому календарю некогда считался у восточных славян праздником едва ли не больше Пасхи. До сих пор у сербов и болгар Егорьев день является самым зна­чительным праздником в году.
В очень древних обрядовых песнях имя Георгия — Григория — Егория за­нимает важное место. Песни распевались некогда группой молодежи — коля-довщиками, начиная со второго дня Пасхи, всю святую неделю. Это были ве­сенние коляды, в которых высказывалось пожелание благополучия всему дому, семье, хозяину, хозяйству. Они должны были магически действовать на урожай и приплод скота. Их еще называли волочебными. В песнях после обращения-приветствия к хозяину волочебники просили его выглянуть в окно и посмотреть на чудо — на дворе появились столы:

На тых столах все празднички: Первое свято — велик Христов день, Другое свято — Юрий — Егорий. Во чистом поле статок спасает, Статок спасает, домой гоняет.

С именем Георгия Победоносца — Егория Храброго было связано мно­жество обрядов, легенд, произведений весеннего фольклора, образовавших так называемый Егорьевский цикл. Как обряды, так и фольклор этого цикла имели магическое значение — они должны были оберегать скот и улучшать плодородие. Развлекательный элемент в них обычно отсутствовал. Специфика цикла заклю­чалась в том, что он объединял земледельческие, скотоводческие и брачные обряды.

Многогранен и образ самого Егория — Георгия, в котором житие христи­анского святого, погибшего мученической смертью 23 апреля 303 года, сплета­лось с античным мифом о победителе смерти и широко распространенным среди народов Европы и Азии мифом о змееборце-победителе. На славянской почве он вобрал в себя, видимо, черты светлых благодетельных божеств.

То, что Егорий праздновали в конце апреля, позволяет пред­положить, что христианский праздник на Руси наложился на какой-то языческий праздник весны, связанный с пробуждением природы от зимней спячки, с победой весны над зимой. Для сред­ней полосы России это время первой травы, первого приплода ягненка или теленка, первого молока, первой росы, первого дож­дя, первого сева — праздник, падающий на время, от которого зависело благополучие всего года. Егорий весенний как бы откры­вал период сельскохозяйственной страды, начало полевых работ (Егорием осенним, приходившимся на 30 сентября по ст. ст. или на 13 октября по н. ст.у полевые работы завершались).

В егорьевских обрядах сохранялись остатки культа предков. На Егория ходили на могильники с вином и пирогами.

У славянских народов Юрия считали покровителем травы, цветов, злаков. У болгар георгиевские обряды имели преиму­щественно скотоводческий характер («овчарский праздник»), в то время как у сербов, хорватов, белорусов, украинцев, рус­ских — сельскохозяйственный, животноводческий. Поскольку хо­роший урожай зависит от влажности почвы, а в конце апреля начинаются теплые росы, то в народе создалось представление, будто Егорий отмыкает землю и выпускает первую росу.

Отмыкающий весну Егорий является, по народному поверью, обладателем чудесных ключей, которыми он отпирает землю весной и выпускает росу. Суще­ствовала такая песня:
Свят Ягорья Взял ключи златы, Пошел в поле, Росу выпустил. Росу теплую, Росу мокрую.

Роса в Юрьев день — первая, потому и считали, что она обладает чудо­действенной силой. Ран­ним утром в Егорьев день крестьяне валялись по росе на полевых межин­ках, полагая: тот, кто по­катается-поваляется по росе на Юрьев день, будет силен, как Юрьева роса. «На Ягорья роса, будут добры проса».

С Юрьева дня на другой начинался яровой сев («Егорий придет, соха в поле пойдет»), В это время необходим дождь, а отсюда многие обряды, связанные с заклинанием дождя.

В Донской губернии весной крестьяне после молебна купали священника во всем облачении. В Костромской губернии раньше взрослые, позже дети закликали, заговаривали первый дождь:

Дождь, дождь, На бабину рожь, На дедову пшеницу, На девкин лен Поливай ведром.

У македонцев до наших дней сохранился обряд Додолы, име­ющий ту же функцию заклинания дождя. Песни начинаются мольбой о дожде, и потом описывается его ниспадение. Это долж­но было иметь магическую силу. «Георгиевскому дождю цены нет»,— говорят болгары.
Не в меньшей степени, чем покровителем полей, а у южных славян и в большей, св. Георгий является покровителем скота. С оберегом скота также связан целый ряд заговоров, обрядов, заклинаний, сводившихся к тому, чтобы уберечь скот на время вы­паса от хищников и болезней.
Общим моментом Егорьевских обрядов у различных славянских народов был выгон скота в Юрьев день в поле, на «Юрьеву росу». Причем погоняли вер­бочкой, освященной в Лазаревскую субботу. Хозяин или пастух, ударяя каждое животное вербочкой, произносил заговор: «Егорий ты наш храбрый, ты спаси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от мед­ведя лютого, от зверя лукавого».

Заговоры, скликания на выгон скота в Юрьев день звучали так:
Батюшка Егорий, Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку, всю животинку —
В поле и за полем, в лесу и за горами,
Волку, медведю пень да колода, да белая береза,
Древясинный камушек!
Нашим же телонькам травка-муравка,
Зелененький лужок.

Если у восточных славян обряд на Георгиев день состоял главным образом из ритуального выгона скота в поле, заговоров, обходов дворов с колядовщика-ми, то у южных славян в центре было доение овец.

Но Юрий-Егорий был для всех без исключения народов не только охрани­телем полей, урожая, скота, приплода, но и защитником общего благополучия. Считалось, что от него зависело благополучие, плодородие и в семье.

В ряде губерний России молодежь «водила Юрья» — выбирала парня, об­вешивала его зелеными ветвями, венками и клала на голову большой круглый пирог, убранный цветами. Шли в поле толпой и пели песни. Трижды молодежь обходила засеянные поля (озимые), йотом на перекрестке путей-межей разводила круглый костер, в середину которого клали «моленник». Все садились вокруг и делили пирог. Верили: девушка, которой доставался кусок с большей начинкой, выйдет замуж.

В Сербии в Юрьев день при восходе солнца шли купаться в реку, чтобы от­вратить от себя вечное зло, а женщины и девушки брали от водоворота воду и приносили ее в дом как чудодейственную. Девушки гадали на ней о своем буду­щем, о женихах, о счастье, о браке, дружелюбии. Отсюда обряд «Юренья» — заключения дружбы 6 мая (23 апреля) на весь год. В Юрьев день девушки и женщины особенно тщательно наряжались. Вероятно, отсюда и пошла поговорка: «Наряжается, как баба в Юрьев день».

13 мая (30 апреля) — Яков. По приметам: теплая тихая звезд­ная ночь — к ведреному сухому лету.
На другой день — Еремей-запрягальник, «яремник». «На Ере-мея погоже, уборка хороша»; а о себе говорили: «Сей неделю после Егорья, да другую после Еремея».
15 (2) мая — соловьиный праздник. Борисов день. По при­метам: «Соловей запел — вода на убыль пошла». Полевые работы в разгаре: «Борис и Глеб сеют хлеб». Отрастают крапива, щавель, огородная зелень. Теперь уже есть, с чем щи варить. «Подошла Мавра — зеленые щи». Мавра-молочница (16 мая по н. ст. или 3 мая по ст. ст.). Сытыми начинают приходить ко­ровы из стада.
18 (5) мая — Арина-рассадница. Капустную рассаду высажи­вают на грядки.
19 мая — / июня по новому стилю.