Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Космическая мифология древних славян (А. Куликов) -> Космология культурной традиции прошлого (часть 3)

Космология культурной традиции прошлого (часть 3)

В результате наблюдений постепенно было установлено, что не только Луна и планеты, но и Солнце движется среди звезд зодиакального пояса. В вавилонской астрономии, оказавшей, как известно, большое влияние на греческую, уже в так называемый Позднеассирийский период (1000—612 гг. до н. э.) имелись детальные сведения о неподвижных звездах, их восходах, кульминациях и заходах. Произошло выделение зодиака как пути Луны, Солнца и планет. Были определены зодиакальные .созвездия и изучены их положения в различные сезоны года. Велись систематические наблюдения и были известны способы предсказания затмений. В предшествующий период ассирийские пис-'цы не подразделяли еще зодиак на 12 знаков, а делили его на 4 части, соответствующие 4 сезонам. Может быть уже в Нововавилонский, но определенно в Персидский период такое деление крута эклиптики на 12 «знаков зодиака» равной длины было произведено. «Знаки зодиака» названы по созвездиям, расположенным в соответствующих секторах крута**. Примерно в V в. до н. э. в Греции и Индии уже существует представление о небесном своде, о постепенном переходе Солнца из одного зодиакального созвездия в другое — о его движении по «звериной тропе» (понятие «звериная тропа» в Индии эквивалентно греческому зодиаку — «звериному кругу») ***. Наблюдая небо, чтобы предсказывать природные сезоны и сроки сельскохозяйственных работ, древнекитайские астрономы установили видимый путь Солнца среди звезд. В «Книге истории» «Шуцзин» записано: «Когда Солнце придет в созвездие Няо, будет середина весны, в созвездие Хр — серединалета, в созвездие Сюй — середина осени, а в созвездие Мао — середина зимы» ****.

Названия созвездий китайского и японского зодиаков существенно отличались от приведенных выше: «Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Баран (или Овен), Обезьяна, Петух, Собака и Свинья»*.

Следует отметить, что в древности у различных народов названия и конфигурации многих созвездий могли существенно отличаться. Как видно из приведенных выше данных это распространялось и на созвездия зодиакального круга. В сочинении Фламариона говорится: «...до нас не дошло ни одного точного рисунка древних созвездий. Мы можем судить об их форме только по письменным объяснениям, иногда весьма кратким. Словесное описание не может заменить рисунки, особенно когда дело идет о сложных фигурах; вследствие этого мы точно не знаем ни формы, ни положения, ни настоящего места изображения людей, животных и неодушевленных предметов, составлявших созвездия древних греческих астрономов... Прибавим еще, что бесчисленные изменения были введены некоторыми астрономами, между прочим и Птоломеем, в созвездиях, принятых до него, а именно в созвездиях Гиппарха. Пто-ломей говорит, чтоон решился сделать эти изменения, желая придать верную пропорцию фигурам и лучше применить их к настоящему положению звезд. В созвездии Девы, нарисованным Гиппархом, некоторые, например, звезды соответствовали плечам; Птоломей переместил эти звезды в бока, для того чтобы фигура стала красивее... На небесной сфере, очевидно, из века в век делались постоянные изменения рисунков созвездий, и через это одни и те же группы звезд получали различные названия. Доказательством этого служит множество названий, даваемых главным созвездиям... Эта сфера подвергалась изменениям сообразно характеру и вкусу разных народов. Так, например, в китайских созвездиях мы замечаем некоторых китайских знаменитых мужей, китайских животных, китайские земледельческие орудия или хозяйственную утварь, и проч. Китайцы некоторым образом перенесли целый Китай на небо, поместив с северной стороны все, что имеет отношение ко двору и к особе императора...»**.

* Фламарион К. Указ. соч. С. 54. ** Там же. С. 110, 116, 131.

Вавилонскими и ассирийскими астрономами времен Ашурбанипа-ла (669—630 гг. до н. э.) были составлены звездные каталоги и нарисованы звездные карты. Некоторые созвездия сохранились до сегодняшних дней, например, Близнецы. «Другие претерпели изменения, не незначительные (так, практически сохранился квадрат Пегаса, котрый назывался Ику, что по аккадски означает «поле»). Очертания третьих не имеют ничего общего с современными. Дело в том, что позднее звездные карты народов Двуречья заимствовали персы, а затем греки и арабы, и каждый из этих народов вносил в очертания и названия созвездий свою долю фантазии.

Вот еще несколько примеров... Мир гид да (Телега для поклажи) — Большая Медведица. В окрестностях Большого Пса вавилоняне выделяли два созвездия — Как си ди (Стрела), в которое входил Сириус, и Бан (Дуга или Лук). Созвездие Лиры с яркой Вегой у древних называлась Уза (Коза), Геркулес — Ур ку а (Собака), а Овен — Лу хун га (Работник)» *.

Сохранившиеся отрывочные сведения говорят о том, что и у славянских народов в древности существовали оригинальные названия и интерпретации конфигураций для многих созвездий. Так, например, в сочинении Афанасия Никитина «Хождение затри моря», посвященном описанию трудного и продолжительного (с 1468 по 1475 год) путешествия автора, русского купца из Твери, заброшенного по воле случая в далекую Индию, говорится: «В Ындъе же бессерменской, в Великом Бедеръ, смотрел есми на Великую нощь на Великый день Во-лосыны да Кола в зорю вошли, а Лось главою стоит на восток». — «В Бидаре Великом, в бессерменской Индии, в Великую ночь на Великий'день смотрел я, как Плеяды и Орион в зорю вошли, а Большая Медведица головою стояла на восток» **. Из текста видно, что автор упоминает, как о привычном деле, о наблюдении им положений созвездий в ночь перед пасхальным воскресеньем. При этом он сообщает, что в дороге у него украли бывшие с ним книги. Ему пришлось определять даты наступления пасхи без них. Отсюда можно заключить, что купец Афанасий Никитин имел незаурядные астрономические познания.

* Ииколов, Харлампиев. Указ. соч. С. 116, 117.
** Русская литература XI—-XVI11 вв. / Под ред. Г. Беленького и др. М.: Ху-дож.лит., 1988. С. 142, 143.

У поляков полярная звезда называется «Лосиной звездой». Это позволяет, по мнению академика Б. А. Рыбакова, реконструировать древние славянские наименования двух важнейших созвездий как «Лось» и «Лосенок», что помогает осмыслению двух небесных оленей «или лосей?», изображаемых на пасхальных писанках. Одним из позднейших названий северного созве'здия является «Стожары». Стожар — центральный столб стога, воткнутая в землю жердь, вокруг которой

кругами навивается сено. Такой срединной точкой круговорота звезд и является альфа Малой Медведицы *.
В Болгарии «Стожарами» называются Плеяды, которые известны там также под названием «Власы» и «Наседка с цыплятами» **.
У белорусов известно оригинальное с сельскохозяйственным уклоном изображение созвездия Кассиопеи (рис. 5) **.
Довольно-таки оригинальными цветными фигурами изображен зодиак в рукописи 1073 г. «Изборник Святослава» (рис. 6). «В нем содержится ряд астрономических и астрологических сведений и календарныхданных, почерпнутых из разных источников. В частности в нем приводится описание и изображение 12 зодиакальных созвездий (вернее, знаков зодиака), по которым в течение года Солнце обходит небо. Несомненно, что еще раньше великий князь Ярослав, известный любитель книг, и другие образованные люди Киевской Руси были знакомы с византийской астрономической литературой и с теми наблюдениями небесных явлений, которые вели их соотечественники.
В XI—XIII вв. интерес к астрономии проявлялся и в том, что русские князья и богатые люди в Киевской и в Ростово-Суздальской землях украшали потолки своих теремов астрономической росписью» ****.

* Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Рус. слово, 1997. С. 70, 71.
** Ииколов, Харлампиев. Указ. соч. С. 131.
*** Куликов С. Указ. соч. С. 139.
**** Воронцов-Вельяминов Б. Указ. соч. С. 25, 26.

В тексте на рис. 6 содержится информация об опережающим движении 12 зодиакальных созвездий, по которым движутся 7 планет (Луна, Зевс, Гермес, Солнце, Арис, Афродита, Кронос). На первом высшем месте располагается Крон, на втором — Дий (Зевс), на третьем — Арий, на четвертом — Солнце, на пятом — Афродита, на шестом — Гермес, на седьмом — нижнем — Луна. Говорится, что Солнце ходит по 12 знакам зодиака, и таким образом осуществляется деление на 12 месяцев. Далее знаки зодиака расписываются по датам календаря. При этом, по-видимому случайно, пропущены Близнецы. Рекомендуется когда и как нужно поститься. Говорится, что так как Луна находится ниже, то она быстрее обходит круг зодиака. Далее перечисляются названия месяцев «по иудеям», «по македонам», а в последующем тексте «по эллинам».

В иллюстрации «Изборника Святослава» обращают на себя особое внимание Стрелец и Водолей. Стрелец представлен в виде пешего воина с луком, а Водолей в виде восточного старца. Уникальность портретов в том, что оба героя изображены с золотыми нимбами вокруг головы. Знак Козерог выполнен в виде мифического зверя Единорога.

Сколько-нибудь полного каталога древних славянских созвездий до нас не дошло. Первая из известных карт звездного неба на русском языке под редакцией Копиевского была отпечатана в 1699 г. в Амстердаме (рис. 7). Она снабжена накладными координатными сетками и подробными наставлениями для решения при ее помощи задач практической астрономии *. В этой карте также встречаются оригинальные названия отдельных созвездий: Зверь Волк, Медведок (занимает место Скорпиона). В целом она близка многим другим, известным в то время, звездным атласам.

Строго говоря в зодиакальном поясе находятся не 12, а 13 созвездий — 12 известных зодиакальных и еще одно, расположенное между созвездиями Скорпиона и Стрельца, крупное созвездие Змееносца **. Но так как при определении знаков зодиака круг зодиака в 360 градусов необходимо было разделить на 12 равных частей по 30 градусов, то пришлось одно созвездие исключить. Им-то и оказалось созвездие, называемое во многих звездных картах Змееносцем.

* Воронцов-Вельяминов Б. Указ. соч. С. 54.
* Щеглов П. В. Отраженные в небе мифы Земли. М.: Наука, 1986. С. 62.

Постепенно, в результате развития новых идей, зодиакальный календарь приобрел вид, широко известный в наши дни, в котором сезоны года связывались со знаками зодиака, в которых в это время находилось Солнце. Это не значит, что старые представления были забыты. В быту они могли сохраняться сколь угодно долго прежде всего из-за своей простоты и практической полезности. Так, если сравнить старый календарь с новым, то окажется, что они сдвинуты относительно друг друга ровно на полгода. Это объясняется тем, что около полуночи в южной стороне неба кульминирует то зодиакальное созвездие, которое в данном месяце противоположно Солнцу 

Например, в ноябре Солнце находится в созвездии Скорпиона, и около полуночи в ноябре кульминируют звезды противоположного ему созвездия Тельца. Около полудня кульминирует то зодиакальное соь звеЭдие, в котором в это время находится Солнце, но наблюдать его

можно только во время полного солнечного затмения. (На одной и той же территории полные солнечные затмения в среднем происходят приблизительно один раз в 300 лет, с возможными, конечно, отклонениями.)
В подтверждение сказанному приведем отрывок из Вергилия (70— 19 г. до н. э.): «Когда Весы уравнивают часы дня и ночи и разделяют в мире поровну свет и мрак, тогда, земледельцы, выводите в поле своих рабочих волов» *, В отрывке наступление дня весеннего равноденствия связывается с ночной кульминацией созвездия Весов, а не с дневной Овна, в котором в это время находилось Солнце.
* На рубежах познания Вселенной. С. 25.
И последнее, что следует иметь в виду в свете дальнейшего изложения , ^>то тесно связанное с зодиакальной проблематикой понятие прецессии. Прецессия — от латинского praecessia equinoxis (предварение равноденствий) — медленное (с периодом приблизительно 26 ООО лет) движение оси вращения Земли в пространстве. Из-за прецессии Солнце в своем годовом движении по небу возвращается в точку весеннего

равноденствия, не успев сделать полного оборота (равноденствие происходит раньше, чем его ждали), откуда и название явления. В результате наблюдаемое ночное небо как бы медленно смещается от запада к востоку. За 72 года это перемещение будет равняться 1 градусу. За 12 935 лет небо повернется на половину оборота и тогда, например, летом будут видны те созвездия, которые сейчас можно наблюдать только зимой.
Так как знаки зодиака жестко прикреплены к датам календаря, то из-за прецессии происходит постепенное рассогласование знаков зодиака с соответствующими созвездиями. Так, например, когда 22 марта Солнце входит в зодиакальный знак Овна, фактически оно находится в созвездии Рыб. В связи с этим можно оценить время создания первых зодиакальных календарей. Для этого необходимо установить временной интервал, когда, например, день весеннего равноденствия совпадал с ночной кульминацией созвездия Весов или с дневной Овна, то есть когда в день весеннего равноденствия Солнце находилось в созвездии Овна (примерно одинаковая длительность фактического пребывания Солнца в соответствующих участках зодиакального пояса позволяет сделать такой переход). Хронология процесса такова. Точка весеннего равноденствия с 4000 до 2500 г. до н. э. находилась в созвездии Тельца. Примерно в 2500 г. до н. э. она перешла из него в созвездие Овна. В настоящее время, как уже говорилось, она находится в созвездии Рыб *. Таким образом требуемое совпадение наблюдалось от 2500 г. до н. э. и, по-видимому, до момента значительно ранее начала новой эры. Следует отметить, что многие авторы считают, что зарождение зодиакального календаря относится к еще более древней эпохе, когда точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца.
* На рубежах познания Вселенной. С. 62.
* Фламарион К. Указ. соч. С. 49.
Популярность, которой пользовались в изобразительном искусстве древности календарные и космологические представления, пожалуй, невозможно сравнить с чем-нибудь другим. Греческий автор Анакреон (570—478 г. до н. э.), обращаясь к мастеру по поводу отделки одной серебряной вазы, говорит: «Не представляй для меня на этой вазе ни светил небесных, ни Колесницы, ни печального Ориона; что мне за дело до Плеяд и до Боотеса?» Лирический поэт не желал видеть на своей вазе избитые сюжеты **. Волна этой популярности докати-ласьдо наших дней. «На фасаде Люксембургского дворца изображена

Космология В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ пюшлого 47

золотом половина зодиака, но опрокинутая. Подобные изображения вовсе не редкость, и потребовалось бы слишком много времени, если бы мы стали перечислять все здания, на которых изображен зодиак». Дополнительно Фламарион сообщает, что на портике церкви Коньяка «представлен халдейский зодиак, и каждый знак держит одну из работ Геркулеса. Я то же самое заметил на главном северном входе собора Парижской Богоматери, на базилике Сен-Дени и на Страсбург-ском соборе» *. Здесь следует отметить, что «подвиги Геркулеса, конечно, представляют астрономический символ... невзирая на давность, мы еще итеперь находим ясные признаки этого соотношения. Эти подвиги связаны с понятием о движении Солнца по двенадцати знакам зодиака...» **.
Глубокий анализ большого количества памятников археологии, связанных с календарными системами, представлен в работах академика Б. А. Рыбакова, в которых, в частности, говорится: «По орнаментированному керамическому материалу II—I тысячелетий до н. э. у славян и их соседей улавливается деление года на четыре солнечных фазы, отмеченные на керамике четырьмя крестами, а также разделение солнечного года на 12 месяцев» ***. Далее автор отмечает, что люди эпохи колоколовидных кубков, жившие на Среднем Дунае в XVIII в. до н. э., делили год на активную и пассивную части, то есть «на две части, которые мы находим у позднейших греков» **♦*. Ученым подробно анализируется, например, сосуд-календарь IV в. н. э. из Лепесовки на Волыни, начертанный на отогнутом плоском крае красивой ритуальной чары и представляющий собой круг, разделенный на 12 секций, по числу месяцев. Характеризуя проблему в целом, Б. А-. Рыбаков говорит: «У целого ряда народов на протяжении бронзового века и в начале железного появляются сосуды с начертанными на них 12 знаками, которые вполне естественно воспринимать как обозначения 12 месяцев, но далеко не все они поддаются расшифровке» ***♦*.
* Фламарион К. Указ. соч. С. 143. ** Там же. С. 115.
*** Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. С. 427. **** Там же. С. 436. '**** Там же.

На рис. 9,10 приводятся две археологические находки, в исполнении которых также обнаруживаются элементы календарной тематики. Приведенное на рис. 9 серебряное запястье, получившее впоследствии название Тверской наруч, было найдено в кладе осенью 1906 года, I Твери, между р. Волгою и Тимакою возле полотна железной дороги, студентом СПб. университета А, И. Ивановым замечен был предмет, принятый им сначала за обломок жестяной коробки, но при ближайшем рассмотрении оказавшийся серебряным запястьем. При дальнейшем обследовании места находки был обнаружен в остатках глиняного горшка большой клад серебряных вещей. Из украшений в состав клада входили две пары больших сережных подвесок в виде звезд, пара серег, две продолговатые бусы, 11 бус меньшего размера, две шейные гривны и два запястья, одним из которых и является Тверской наруч. Общее число серебряных гривен различных типов равно 137. Никаких элементов, связанных с христианской символикой, в кладе не присутствует.

В предварительном описании клада, составленным А. И. Ивановым, указано, что глиняный горшок, в котором был уложен клад, распался на части. По осколкам можно догадаться, что у него было невысокое горло, орнаментированное зигзагом. На дне было клеймо из трех концентрических кругов с каким-то знаком внутри.

В 1908 г. клад был поднесен отцом г. Иванова, председателем местной архивной комиссии И. А. Ивановым, Великому Князю Константину Константиновичу, который передал его в Императорский Эрмитаж.

Оба запястья орнаментированы чернью и позолотой. Каждое состоит из двух пластинчатых створок с двумя шарнирами. На створках выложены проводкою, филигранью и напаяны полосками рамки, в которых помещены фигуры и орнаменты на черневом фоне. Длина одного запястья (Тверского наруча) — 21, высота — 6,4 см, второго — 21,5 и 7,4 см. Толщина створки первого запястья около 1 мм, второго несколько меньше. Створки поломаны в нескольких местах, где и были припаяны с обратной стороны серебряные пластинки, которые отпали, но сохранились в кладе.

В подробном отчете, при описании орнамента первого запястья, говорится: «На одной створке представлены: 1) Человеческая фигурка в длинной одежде; в левой руке держит кубок, а правой прикасается к небольшому дракону с длинным рыбьим хвостом... 2) Фигурка, изображенная в движении... 3) Сидящая на стуле или скале фигурка... с кубком в правой руке... На другой створке: 1) Орнаментальное деревце... стремя пальметками... 2) Кентавр, с головой, обращенной назад; хвост заканчивается листком, закинутым за левую заднюю ногу... 3) Зверь с головой, обернутой назад, с хвостом, закинутым как у кентавра, но с правой стороны; хвост разветвляется, причем одно разветвление проходит сквозь шею зверя и оканчивается листком, а другое i обращено назад и заканчивается пальметкой из трех лепестков и небольшим завитком» *..

Большой турий рог с серебряной оковкой (рис. 10) был обнаружен при раскопках в Чернигове княжеского кургана Черная Могила, который связывался в народном предании с именем основателя Чернигова «князя Черного». Раскопки проводились в 1872—1874 гг. Ими руководил профессор истории русского права Д. Я. Самоквасов. Наиболее вероятной датой захоронения являются 960-е годы, эпоха князя Святослава**.
Тверской наруч и турий рог из Черной Могилы помимо основных своих функций дополнительно выполняют роль зодиакальных календарей на одно полугодие, позволяющих определить время года и порядок чередования месяцев по ночным наблюдениям за созвездиями зодиакального пояса. Соответствие между изображенными на памятниках сюжетами и зодиаком устанавливается путем сопоставления изображений с конфигурацией наблюдаемых с земли зодиакальных созвездий, которое проводится с учетом уже известных в литературе астрологических образов.

* Тверской клад 1906 года. Отчет из Записок Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. Пг., 1915. Т. II. С. 1—6. ** Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. С. 305—307.

Наруч выполнен в виде шести арочек — ячеек, каждая их которых соответствует одному месяцу. Изображенные внутри каждой арочки сюжеты являются художественными образами зодиакальных созвездий, ночная кульминация которых приходится на данный месяц. Начало отсчета — день зимнего солнцестояния, совпадающий (и здесь, и ниже имеется в виду далекое прошлое) с ночной кульминацией Рака. Конец отсчета — день летнего солнцестояния. С этого дня начинается кульминация Козерога (его изображения на наруче нет) и соответственно заканчивается кульминация Стрельца (ему соответствует изображение мощного животного с «пронзенной» шеей в крайней справа арочке). Шею животного «пронзает» одна, продолжающая расти, ветвь его раздвоенного «хвоста», являющаяся символом буйной зелени. Вторая ветвь к этому времени уже имеет цветочек или завязь плода. Условное обозначение предшествующего периода первых ростков, также с помощью растительного продолжения «хвостика», представлено у предшествующего по времени персонажа, кульминация которого происходила в начале весны и соответственно совпадала с обозначенным событием. В целом трактовка сюжетов наруча выглядит следующим образом (арочки перечисляются слева направо). 1) Предшественник Деда Мороза летит на Раке, одной рукой держась за него, а другой высыпает из символически изображенного мешка снег. Сбответствует созвездию Рака. В этой композиции отразились не только сама конфигурация наблюдаемого созвездия, но и видимое в его центре невооруженным глазом звездное скопление Ясли. 2) Бегущий молодой человек. Соответствует созвездию Льва. 3) Девушка, смотрящаяся в зеркальце. Соответствует созвездию Дева. 4) Симметричная растительная фигура. Весы. 5) «Кентавр» со стилизованно выполненным туловищем хищного животного, хвостик которого имеет растительное продолжение, символизирующее появление первых ростков в период кульминации этого созвездия. Скорпион. 6) Крупное животное, шею которого «пронзает» одна из ветвей растительного продолжения хвоста. Стрелец.

Известным аналогом наручу по идее исполнения можно считать «Прямоугольный зодиак из храма в Дендере»*. На нем символы созвездий зодиака разбиты на две группы по 6 символов. Каждая группа объединена отдельной композицией, где символы созвездий расположены в одну линию последовательно друг за другом. О разделении зодиака на две части при украшении архитектурных сооружений упоминалось выше.
Сюжеты оковки большого рога из Черной Могилы являются календарем летнего полугодия. Начало отсчета — центральная симметричная композиция, состоящая из двух крылатых коней с птичьими, головами. Это день весеннего равноденствия, совпадающий с кульминацией Весов. Он считался началом нового года (в наше время весеннее равноденствие наступает 21 марта). Конец отсчета — день осеннего равноденствия, совпадающий с началом кульминации Овна. Ему соответствует изображение небольшой птицы.

Временной интервал от начала кульминации Весов до окончания кульминации Овна составляет приблизительно 7 месяцев. Это соответствует известному факту о древнем делении года у славян на лето в 7 и зиму в 5 месяцев **.

* Ван-дер-Варден Б. Указ. соч. С. 38.
** ФаминцынА. С. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. С. 194.

Восстановление сюжета на поврежденной части оковки рога дает женскую фигуру с колчаном для стрел и луком в руке. О том, что фигуpa женская позволяет судить, в частности, деталь изображения, напоминающая заплетенную косу, а также головной убор типа кокошника. Выше отмечалось, что реально зодиак содержит 13 созвездий. Между Скорпионом и Стрельцом находится созвездие Змееносца. Ему на оковке соответствует изображение «петуха», расположенного между «волком» и «воином». В целом фигуры сюжета оковки рога трактуются следующим образом (перечисление идет против часовой стрелки от центральной композиции). 1) Центральная симметричная композиция из двух, тянущих друг друга в разные стороны, крылатых коней с птичьими головами — соответствует созвездию Весы. 2) Оборачивающийся волк (собака) — Скорпион. 3) Петух — Змееносец. 4) Воин с луком — Стрелец. 5) Девушка с косой, колчаном и луком — Козерог. 6) Крупная птица с поднятыми крыльями — Водолей. 7) Два играющих волка (собаки) — Рыбы. 8) Небольшая птица — Овен.

По сравнению с рогом наруч отражает следующий шаг в развитии календаря, когда произошло разделение всего годового цикла на 12 приблизительно равных интервалов — месяцев. Однако можно допустить и то, что они изготовлены ориентировочно в одно время, просто в оковке рога мастер использовал более архаичные астрологические представления

* Евсюков. Указ. соч. С. 99.

При сопоставлении сюжета оковки с известными представлениями 6 созвездиях выявляются любопытные детали. Изображение Стрельца в виде воина с луком присутствует, например, в зодиаке рукописи 1073 г. «Изборник Святослава» (рис. 6), в знаках зодиака средневековой Европы *, на скульптуре из святилища Митры (рис. 1), где, кстати сказать, не только Козерог, но и Водолей выполнен в виде земноводного существа с рыбьим хвостом. Группе изображенных на оковке созвездий волк-собака (Скорпион), петух (Змееносец), воин (Стрелец), девушка (Козерог) на китайском зодиаке (рис. 11) соответствуют стоящие рядом собака, петух и обезьяна (если учесть необходимость сдвига изображений традиционного зодиака из-за прецессии на один знак относительно китайского). И последняя деталь — это расположенное между петухом (Змееносцем) и воином (Стрельцом), немного выше общего уровня, автономное изображение стрелы, которому на звездной карте 1699 г. (рис. 7) соответствует созвездие Стрела, находящееся между Змееносцем и Стрельцом, немного выше их по широте. Причем изображена Стрела также с небольшим наклоном в сторону Стрельца. На этой же карте, между прочим, на клешни Скорпиона, названного гам Медведок, буквально накладывается голова созвездия Зверь Волк.

Девушка на оковке рога соответствует созвездию Козерог, ночная кульминация которого совпадает с днем летнего солнцестояния. На территории нашей страны его можно наблюдать с весны до осени. Первые утренние появления созвездия из-за восточного горизонта совпадают с приходом весны, уход за западный осенью — с наступлением зимы. Академик Б. А. Рыбаков трактует всю композицию оковки турьего рога как сцену, связанную с мифом о похищении Кощеем бессмертным Настасьи Дмитриевны или Анастасии («Анастасия» = «Воскресение») Прекрасной и освобождении ее Иваном Годиновичем или Иваном Царевичем. При этом хорошо известно, что в основе и сюжета и образов главных персонажей лежит календарная символика смен времен года. Это, в частности, позволяет буквально трактовать отчество героя, который «находит воинственную деву и женится на ней» *. По мифу Настасья возвращается из Кощеева царства «На время сева, созревания хлебов и уборки урожая» **, то есть на теплую часть года, когда созвездие можно наблюдать.

В народных русских преданиях Кощей, которого часто представляли закованным в панцирь и латы, олицетворяет собой ненастье и зимний холод: «До сих пор именем Кащея называют старых скряг, из-сохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем (= золотом солнечных лучей и живительною влагою дождя); народная сказка 10 приписывает ему и обладание гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти = метафора песни, какую заводят суровые осенние вихри, погружающие в долгий сон и оцепенение всю природу.... Демон зимы в народных преданиях нередко представлялся старым колдуном...» ***.

* Афанасьев А. И. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 2. С. 596.
** Рыбаков Б. А. Указ. соч. 1987. С. 324. *** Афанасьев А. Н. Указ. соч. Т. 2. С. 595. **** Там же. С. 594. ***** Рыбаков Б. А. 1973. С. 323, 346. 6* Там же. С. 342.

«Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно. Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей» ****. Далее автор отмечает, что иногда Кощея называют «морским царем» и «подземным царем». «Кощей Бессмертный очень близок к греческому Аиду-Плутону, царю подземного мира мертвых, — говорит Б. А. Рыбаков — и далее делает вывод, — древний (может быть, индоевропейский) миф о божестве подземного мира и богине весны и расцвета земной природы существовал в разных местах и во многих вариантах» *****. В греческом мифе о Персефоне, где «...противопоставляются; цветущая природа до похищения девушки и омертвение природы и голод на земле после похищения ее Аидом, а также новый расцвет природы, когда Зевс (Дий), уступая просьбам Демет-ры.., устанавливает календарное расписание сроков пребывания Пер-сефоны в аиде (4 зимних месяца) и на земле (8 весенних и летних месяцев)...» 6* Обращает на себя внимание созвучность отчества Настасьи Дмитриевны с именем греческой богини Плодородия, матери Персе-фоны — Деметры, образ которой в Греции был связан с созвездием Девы *. Кульминация созвездия Девы наступает на 3 месяца раньше, чем кульминация Козерога, и по оценке совпадает с первыми утренними восходами этого созвездия, связанного, как было показано выше, с образом Настасьи-Анастасии — славянской Богини Весны. Можно отметить, что образ Настасьи близок образу божества Купало, который персонифицируется в облике девушки. Праздновался Купало в момент летнего солнцестояния, совпадающий с ночной кульминацией Козерога. «В народных русских сказках часто выводится героиней дева Заря или Восходящее Солнце; ее называют Ненаглядной К р а сото ю или царевною — золотой косой, неприкрытой красой; она живет в золотом царстве, на конце света белого — там, где ясное солнышко из моря подымается, и сама плавает по морю в серебряной лодочке...» **.

Иногда эту царевну называют Марьей Моревной, то есть дочерью моря, из недр которого как бы нарождается восходящее солнце. А. Н. Афанасьев отмечает, что «...как утреннее солнце, выходя из морских волн, умывается росою, пробуждает сонный мир и блестит на небе своею чудною красотою (розовыми красками зари) и золотыми косами (лучами), так точно весеннее солнце, появляясь из-за туч и туманов, умывается в дождевых ключах, посылает ясные дни и призывает природу к жизни: ради этих аналогических явлений миф о купании солнца в водах всесветного океана сливается со сказанием о купании его в дождевых тучах, и богиня утренней зари становится дочерью облачного моря и получает характер владычицы весенних гроз... ей дается название морской или водяной царевны... В прекрасном образе Морской царевны или Царь-девицы народные сказки сочетают представления о богине Заре и бо-гине-громовнице... Богиня эта дарует земле силу плодородия, убирает ее в роскошные наряды весны... путь в страну Царь-девицы лежит через широкое море (небо)» ***.

* На рубежах познания Вселенной. С. 25.
* Афанасьев А. И. 1988. С. 358. :* Там же. С. 359, 360.

Большой популярностью у славянских народов пользовалось имя богини Леле (Ляли), хорошо сохранившееся и в письменной и в фольклорной традициях. Имеются данные, что богиня брака и благополучия Лада (Леда) имела детей — дочку Леле и, по-видимому, сына Полеля.
Празднования в честь Ладо связаны с молением о приходе весны. Например, прося поддержки, к ней обращались:
«Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати» *.

Известно также, что существовал девичий весенний праздник первой зелени. «Девичий праздник назывался "Ляльник". Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли...
Этот весенний праздник "primavera" первой зелени действительно очень напоминает по своей сущности античные элевсинские мистерии, связанные с весенним возвращением Персефоны.

Персефона — Кора — дочь Деметры; второе имя подчеркивает дочерний, юный характер весенней богини» **.
Как сообщалось выше, в Греции с образом Деметры было связано созвездие Дева. То есть имеются основания считать, что женский персонаж тверского наруча является богиней Ладой. Продолжая эту аналогию, девушку на турьем роге мы вправе считать ее дочерью — Лелей — Богиней возвращающейся Весны, которая, как и многие другие боги древности, имела несколько имен, отражающих различные характерные черты любимого народом персонажа. Попытка с помощью этимологии по имени того или иного бога восстановить представления о его отличительных признаках будет изложена ниже.

* Афанасьев А. И. Т. 1. С. 228. ** Рыбаков Б. А. 1997. С. 548. *** Там же. С. 646.
*** Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 281.

Образ возвращающейся Весны — утра года всегда пользовался большой популярностью. На фасаде Дмитровского собора XII века во Владимире (рис. 12), фотография которого приводится в книге «Язычество Древней Руси» ***, выполнена композиция, сюжету которой соответствует название «Вылет Весны из подземного царства»9. Два грифона, мимо которых пролетает Божество, охраняют вход в потусторонний мир. Видимо, за выход оттуда им требуется что-то пожертвовать. Это объясняет, почему в каждой руке Божество держит по небольшому животному. Аналоги такого рода представлений известны. Например, Сибилла, когда Эней спускался в подземный мир, бросила Церберу, стражу Аида, лепешку со снотворной травой ****. В ведийской мифологии стражами потустороннего мира являются щенки охот-

ничей собаки бога Индры - Сарамы. В гимне Ригведы есть обращение к ним: «Две собаки Ямы да позволят нам созерцать солнце и получать божественную жизнь» *,

* Соболев А Н Мифология славян: Загробный мир по древнерусским представлениям. СПб.: Лань, 1999. С. I25. ** Рыбаков Б. A. I973. С. 331.
До первых утренних восходов созвездия Анастасии-Козерога последовательно можно наблюдать сначала волка, затем петуха и воина, а сразу же за ней появляется птица с поднятыми крыльями, которую Б. А. Рыбаков сопоставляет с враждебной Кощею вещей птицей былины «Иван Годинович». В былине, подчеркивает академик, Иван не участвует в убийстве Кощея, а убивает его некая волшебная невидимая вещая сила, «представителем которой является «черный вран» или другие птицы» **, с появления которой в финале начинается драматическая развязка. Кошей погибает от стрелы, пущенной им же в птицу из лука Ивана, причем стрела также принадлежала Ивану. Этим подчеркивается мысль, что свои «боеприпасы» — вьюги и метели он к этому времени уже израсходовал.