Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Космическая мифология древних славян (А. Куликов) -> Космология культурной традиции прошлого (часть 1)

Космология культурной традиции прошлого (часть 1)

Cтремление разума к познанию окружающего мира можно считать одним из основных свойств человеческой природы. Естественно, что в древности человека окружало неизмеримо больше явлений, которые не удавалось постичь логикой и разумом, чем сегодня окружает нас. На помощь ему приходили мифические образы, позволяющие уяснить в привычных понятиях то, что не поддавалось рациональному знанию, хотя и относилось к категории бесспорно существующего. Особое место отводилось представлениям о космосе. Загадочная красота звездного неба не оставляет сомнений в том, что долго ожидать почитателей ему не пришлось. Интерес и внимание со временем были вознаграждены. Люди научились по звездам надежно предсказывать сезонные изменения погоды и многие другие важные события.

В Египте во времена Древнего царства (2664—2155 гг. до н. э.) разлив Нила — самое важное событие в сельскохозяйственном году, за несколько недель предвещался утренним восходом самой яркой звезды неба — Сириуса (альфа созвездия Большого Пса), который совпадал с летним солнцестоянием. Сириус показывался на горизонте на весьма короткое время перед рассветом, как будто только для того, чтобы предупредить египтян об опасности. Исключительная яркость звезды и сторожевая функция.отразились в двух ее названиях: Сотис — «Лучезарная» и Анубис — «Песья звезда». Египтяне совершали богослужения Сотис как «предвестнику нового года и наводнения». Эти слощ* вырезаны на табличке из слоновой кости, найденной в гробнице времен I династии *. «Египтяне, кроме того, обозначали различные дни года различными неподвижными звездами, которые восходят непосредственно после захождения Солнца, так что в их календаре главные звезды имели соотношение с температурой и земледельческими работами» **. Так возникли представления о влажных и сухих звездах, выход которых неминуемо сопровождался дождями или засухой, о звездах, влияющих на поведение определенных животных.

Подобные взгляды имели место и в не столь отдаленные времена. Так,, 100 лет назад выдающийся ученый Тейлор отмечал: «Австралийские аборигены говорят,... что Марпоан-Куррк и Нейллоан (Арктур и Лира) открыли муравьиные яйца и яйца птиц и научили туземцев отыскивать их и употреблять в пищу. В переводе на язык фактов эти простые мифы указывают на то, что эти звезды были видны им летом, на время появления муравьиных и птичьих яиц, и так как время это обозначается звездами, то им и приписывается это открытие... Если мы примем во внимание, что австралийцы, способные выдумывать столь полные смысла мифы, находятся еще на такой степени дикости, что у них даже слово "три" является составным числительным (два + один), то мы можем судить, насколько глубоко в истории культуры лежат идеи, которые до сих пор выступают на наших звездных картах...» ***.

* Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. 2. Рождение астрономии/ Под ред. А. А. Гурштейна. М.: Наука: Физматлит, 199]. С. 21, 22.
** Фламарион К. История неба. М.: Изд. ассоц. духов, единения «Золотой век», 1994. С. 120.
*** Tylor, 1871; Рус. пер.: Тайлор. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. С. 171-172.

Первым шагам человечества в области научной астрономии предшествовал длительный период, когда осмысление явлений окружающего мира велось всеми доступными в то время способами. Создание мифов и развитие древней теологии ни в коем случае не исключали разработку точных методов анализа. Так, данные, которыми располагает наука о древнейшей цивилизации шумеров, созданной в междуречье Тигра и Евфрата в IV—III тыс. до н. э., говорят, что «Шумеры имели таблицы.для умножения, определения обратных величин, возведения в квадрат и извлечения квадратных корней. Развитая шумерская вычислительная техника была основой, на которой базировалась старо-вавилонская арифметика и алгебра. Вавилоняне знали, как решать системы, линейных и квадратных уравнений, а также избранные кубические и биквадратные уравнения, они могли также суммировать арифметические и другие последовательности. Были они также знакомы уже во времена династии Хамурапи * с «Теоремой Пифагора» **. Но даже современная математика не дает ответа на волнующие людей не одно тысячелетие предельные вопросы, образец которых мы находим в знаменитом космогоническом гимне «Ригведы»

1:
«1. Не было тогда ни несуществующего, ни сущего: не было царства воздуха и неба над ним.
Что же служило покровом и где? И что давало защиту? Была ли вода, бездонная водная глубь?
2. Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, разделявшего ночь и день.
Это единое, бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью. Помимо него не было ничего вообще.
3. Была тьма: скрытое сперва во тьме, все это было бесформенным > хаосом.
Все, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было это единое.
4. Затем возникло вначале желание — первичное семя и зародыш духа.
Мудрецы, которые искали мудростью своих сердец, обнаружили родство существующего в несуществующем.
5. Поперек была проведена их линия раздела: что же было над ней и что под ней?
И были там создающие, были могучие силы, здесь — свободное действие, там — энергия.
6. Кто знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершился этот акт творения?
Боги появились позже сотворения этого мира. Кто же тогда знает, когда появился мир?
7. Он, первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет.
Тот, чье око надзирает за этим миром с высоты небес, он воистину знает это, а может быть, он и не знает» ***.

* Примерно с 1830 по 1531 гг. до н. э. — Прим. А. К. ** Ван-дер-Варден Б. Указ. соч. С. 54.
*** Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии '{ XX в. / Пер. с англ., бенг. и др. / Ред. Комаров и др. М.: Худож. лит., 1987. С. 54, 55.

Отвечая на подобные вопросы, мыслители древности стремились в своих обобщениях дать непротиворечивые объяснения всем известным фактам и явлениям. Особо ценилось умение предсказывать явления, то есть то, что и. в наше время придает авторитет любой теории.
* Ван-дер-Варден Б. Указ. соч. С. 13. [* Фламарион. Указ. соч. С. 187.

Теоретические исследования всегда требовали существенных вложений, а их совершенствование часто сопровождалось весьма драматическими событиями. «Вкладывая большие суммы в построение обсерваторий и точных инструментов, власть имущие ожидали отдачи не только в виде славы покровителей науки, но также в виде астрологических предсказаний» *. Греческий астроном Анаксагор утверждал, что Солнце представляло из себя массу огня, в два раза превосходящую по величине Пелопонес. «Его учение о причине лунных затмений и о том, что Солнце больше, чем оно кажется, было ему вменено в преступление. Он первый проповедовал о существовании единого Бога, за что его обвинили в бесчестии и в измене отечеству. Он был приговорен к смерти!... Его ученик Перикл с таким красноречием его защищал, что спас ему жизнь. — Он был только изгнан!» **. Намного печальнее сложилась судьба двух китайских астрономов во времена Ся — первой династии Поднебесной, о чем сообщается в исторической хронике «Шуцзин»2: «В первый день последнего месяца осени на пятый год правления владыки Чжун Кана Солнце и Луна неожиданно встретились среди звезд Фан. О предстоящем событии том никто не был оповещен — господа Си и Хэ попрали добродетель, бесчинно предались непомерному пьянству, запустили свои дела и, оказавшись ниже своего ранга, забыли свои обязанности, нарушили счет времени по светилам, исказили годовой счет времени Неба. Вопреки их вычислениям Солнце и Луна сошлись в созвездии Фан! Но никто не бил в барабан, люди сановитые были охвачены смятением, народ же бежал. А господа Си и Хе находились при своей должности: они ничего не слышали, они ничего не видели ...». За это преступление Си и Хе приговаривались к обезглавливанию. На вопрос, когда могло случиться солнечное затмение в созвездии Фан-Скорпионе, в конце прошлого века ответил астроном Т. Оппольцер: «22 октября 2137 годадон. э.,через 19минут после восхода Солнца, в столице Чжун Кана Наньи началось затмение, предвестник грядущей трагедии. Оно достигло своей наибольшей фазы к 7 утра, когда невидимая Луна перекрыла солнечный диск почти на У4 его предела. Это затмение следует считать древнейшим из упомянутых в письменныхдокументах. И, если верить "Шуцзин", оно могло быть даже в столь давние времена предсказано...» *. Интересно, что далее цитируемый автор обращает внимание на некоторое противоречие, возникающее при сопоставлении культурного уровня эпохи, который отражен в хронике, с данными археологии, по которым на рассматриваемой территории «существовала довольно примитивная культура Яншао, примечательная использованием каменных инструментов и расписанных многоцветными узорами горшков» **. Заканчи вая эту историю, справедливости ради следует добавить, что существу-г ет версия, по которой Си и Хе были казнены не за пристрастие к алкоголю, а за поддержку народных выступлений против императора.

Основная информация, которой располагает современная наука о распространенных в различных областях древнего мира космологических представлениях, получена, помимо фольклорных форм, из сохранившихся до наших дней соответствующих эпиграфических материалов. Эти материалы, как правило, представляют собой малую часть из современных текстов конкретного региона, часто содержат лишь косвенные сведения о самих представлениях, например, в виде гимнов отдельным богам или поздних компиляций разрозненных сюжетов, носят фрагментарный характер. Дополнительные трудности при реконструкции возникают из-за сложности переводов, когда чтения многих мест считаются спорными, а также связаны с наслоениями в результате реформирования и корректировки взглядов в процессе их исторического развития.

Дошедшие до нас тексты, содержащие информацию о религиозно-космологических представлениях древности, можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открытые археологией, и затем расшифрованные, например, шумерские, аккадские, хеттские, ханаанейские тексты на глиняных табличках, глиняные таблички линейного письма типа «Б» Греции микенского периода, тексты египетских пирамид и саркофагов. В этой группе сенсацией особого рода стало прочтение в 1952 году линейного письма «Б» английским архитектором М. Вентрисом, которому в стадии завершения работы поде-шифровке помогал филолог-классик Дж. Чедуик. «При дешифровке было установлено, что за письменами кроется архаичный греческий язык, на котором говорили в XIV-OCIII вв. до н. э. греки-ахейцы — творцы микенской культуры и главные действующие лица греческой мифологии» *. То есть неожиданно выяснилось, что за 600—700 лет до предположительного времени появления алфавитного письма, греки пользовались письменностью совершенно иного рода, информации о которой в культурной традиции не сохранилось. Линейное письмо «Б» ведет свое происхождение от более древнего нерасшифрованного еще линейного письма типа «А», которое в свою очередь восходит к так называемой критской иероглифике или пиктографии эпохи бронзы раннего периода (ок. 2200 г. до н. э.) **.

Вторая группа текстов дошла до нас в составленных (или переписанных с утраченных ныне древних прототипов) относительно недавно рукописях, сохранившихся в отдельных культурных традициях. К ним можно отнести китайскую, индийскую, иранскую, греческую, а также ряд других традиций средиземноморского, ближневосточного и европейского происхождения.

Специалистами по китайской религии отмечается, что боги древнего Китая классического периода, кончающегося с падением династии Хань в 220 г. н. э., весьма малочисленны и в произведениях искусства встречаются редко или даже совсем отсутствуют. В текстах они описываются обычно столь кратко и неопределенно, что нельзя уяснить себе не только их личные качества, но часто даже и пол. Мифологические материалы, как правило, столь отрывочны и случайны, что реконструкция на их основе даже отдельных мифов — не говоря уж о развитой их системе — дело чрезвычайно трудное. «Хотя древнекитайские мифы и изучались наиболее известными учеными — в равной мере западными и восточными — сама природа имеющихся в наличии данных мешала появлению даже намека на общепринятые Выводы или единодушие» ***.
* Златообильные Микены/Пер. с чеш. О. П. Цыбенко. Послесл. А. И. Немировского. М.: Наука, 1991. С. 60. ** Там же. С. 51-60.
*** Мифологиядревнего мира/ Предисл. И. М. Дьяконова. М.: Наука, 1997. С. 368.

Всочинении III в. н. э. «Сань-у Ли-цзи», ныне известном только по извлечениям в позднейших энциклопедиях, приводится единственный миф, который может быть четко определен как миф о творении Вселенной. «Небо и Земля были некогда слиты воедино (хунь-дунь), как куриное яйцо, внутри которого был порожден Пань-гу (имя, которое, может быть, означает «свернувшаяся [в кольцо] древность»)».

Через 18 тысяч лет изначальная масса разделилась пополам на светлое, из чего образовались небеса, и на темное и тяжелое, образовавшее Землю. После этого втечение еще 18 тысяч лет Небеса ежедневно увеличивались в высоту на десять футов, Земля — на десять футов в толщину, а Пань-гу на десять футов в длину. Вот как Земля и Небо пришли к разделению на нынешнее расстояние, составляющее 90 тысяч ли (приблизительно 30 тысяч миль).

Другие тексты, по-видимому несколько более поздние, добавляют к предыдущей информации, что Пань-гу умер, его дыхание превратилось в ветер и облака, голос — в гром, левый и правый глаз соответственно в Солнце и Луну, четыре конечности и пять «тел» (пальцев?) — в четыре страны света и пять великих гор, кровь — в реки, мускулы и вены — в слои земли, плоть — в почву, волосы и борода — в созвездия, кожа и волосы на теле — в растения и деревья, зубы и кости — в металлы и камни, костный мозг — в золото и драгоценные камни, а пот — в дождь. Паразиты на его теле, оплодотворенные ветром, стали человеческими существами.

Большинство китайских ученых полагают, что этот миф не китайского происхождения. Аналогичные сюжеты имеются, например, в Индии или древнем Шумере. Так, «Ригведа» рассказывает нам, что космические воды были сперва ограничены скорлупой, но что творивший Вселенную бог Тваштри сотворил Небеса и Землю, а потом, в свою очередь, породил Индру. Напившись сомы, Индра стал таким сильным, что заставил Небеса и Землю расстаться, а сам заполнил пространство между ними. Он также разрезал покрытие, в котором покоились космические воды, и выпустил их наружу. Похожий сюжет изображает скульптура из святилища ЪЛитры вАнглии (рис. I), которая «представляет бога Фанеса, только что родившегося из мирового яйца» *. Другая история из «Ригведы» повествует, как Пуруша был принесен богами в жертву и части его тела превратились в Солнце, небо, атмосо>еру, Землю, четыре стороны света, четыре социальных класса человечества и т. п.

* Ван-дер-Варден. Указ. соч. Ил. 27.

Сходным образом в Шумере полагали, что в начале всего существовало первобытное море, которое породило космическую гору, содержащую в неразделенном виде Небеса и Землю. Те, в свою очередь, произвели на свет бога, который отделил Небеса от Земли. Космическая гора упоминается в одном из текстов при неоднократном обращении к богу — владыке. Обращение выполнено в виде стандартной форму

Митры в Chapell Hill (древний Borcovicium) в Англии. Скульптура представляет бога Фанеса, только что родившегося из мирового яйца
лы; «Огненноокий, владыка, ог-неннооккй. Великая гора... Пастырь... судящий судьбы...». Вместе с тем, до настоящего времени не обнаружено ни одного шумерского мифа, который бы непосредственно был посвящен сотворению мира. То немногое* что известно о шумерских космогонических идеях, построено на умозаключениях и выводах из кратких замечаний, разбросан-йых'там и сям. Один из более со^ держательных и подробных мифов посвящен тому, как Энки, шумерский бог воды, а также и бог мудрости, установил порядок во Вселенной. Этот гимн превозносит Энки в качестве бога, который надзирает за всем сущим и от которого зависит плодородие полей *. Эти характеристики
Энки достаточно созвучны сдан ными индийских вед о Варуне -всеобъемлющем боге, связанном с изначальным миром и космичес кими водами (более детальные сведения о Варуне приводятся следующей главе).

* Мифология древнего мира. С. 123—125, 379—381

Из мифологических систем Индии можно выделить три основных типа. Первый тип — мифология племен, и поныне не имеющих письменности, либо практически не затронутых влиянием индуистской культуры. Второй тип — это мифы, связанные с вероучениями^основателями которых были конкретно известные личности. К этой категории относятся буддизм1 и джайнизм4. Центральное место в мифологии буддизма занимает историческая личность Будды. Часть мифологии, которая не является «буддоцентричной», менее существенна. Почти все мифы джайнои повествуют о двадцати четырех «тиртханкарах» — «спасителях» (все они, кроме двух последних в ряду, лишены исторической реальности).
В противоположность относительно четко оформленным мифологиям буддистов и джайнов мифология третьего типа — мифология индуизма, сохраняющая в себе все древние традиции, — не может быть приведена к единству никоим образом. Индуизм — явление значительно более широкое, нежели собственно религия, это образ жизни. Как религия индуизм допустил в своих рамках параллельное мирное сосуществование всех оттенков верований — от наиболее примитивных до содержащих утонченнейшие философские построения. В «Ригведе», а также в ряде примыкающих к ней несколько более поздних текстов, совокупность которых образует корпус ведической литературы, содержание огромного числа мифов представлено не простым конкретным их изложением, но в виде упоминаний, намеков и ссылок, либо же эти мифы излагаются в терминах, чрезвычайно осложняющих работу по их реконструкции. Проблема подобна той, с какой столкнулся бы исследователь, пытающийся по сборникам церковных гимнов реконструировать библейские сюжеты.

В общих чертах философско-технологический аспект сотворения вселенной восстанавливается в следующем виде. Вначале мир сущего — Вселенная, в которой обитают люди и боги, был вычленен из несущего, населенного демонами, где нет света и тепла. Сам акт творения иногда представлялся как совершенный богами жертвенный обряд. Жертва представлялась в образе гигантского антропоморфного мужского существа, в теле которого были заключены все еще не упорядоченные элементы космоса. Само тело не только вмещало в себя всю известную нам вселенную, но и выходило за ее пределы.

Космические воды поселились на небесах, откуда они ниспосылают на землю влагу. Все в целом было упорядочено и запущено в движение в соответствии со специально разработанными правилами регулирования процесса. Различным божествам были приданы ведомственные функции контроля над деятельностью космического механизма. Контроль над космической истиной осуществлял Варуна, глава Ддитьев, восседающий на небесах и неусыпно следящий за порядком. (Благожелательное женское божество Адити имеет детей — Адитьев. Имя «Адити» означает «несвязанность», «неограниченность», «бесконечность»). Несколько позже явился первый человек в лице сына Вивас-ванта «Широко сияющего (Солнца)». Ему вменялось в обязанность совершать на земле жертвоприношения, придавая тем самым силы богам, чтобы они могли выполнять свои функции и разрушать козни своих демонических и земных противников.

От исходного состояния совершенства Вселенная, через ряд последовательных стадий, деградирует до момента полного триумфа зла. Тогда она распадается, и через некоторое время совершается новый акттворения.

Большая часть последователей современного индуизма принадлежит либо к сектам, поклоняющимся Вишну и подчиненным ему божественным персонажам, либо к сектам, почитающим Шиву и связанные с ним божества. Каждый из этих великих богов является божеством синкретическим, всеобъемлющая личность которого вобрала в себя черты многих отдельных божеств, растворившихся в основном образе и передавших ему при этом свои имена.

Для древней египетской цивилизации эпоха около 3000 г. до н. э. ознаменовалась великими достижениями. Было изобретено письмо, в котором рисунки употреблялись в качестве фонограмм, и гончарный круг. Произошло политическое объединение Верхнего и Нижнего Египта. («Египет» — слово, связанное с греческим языком. Сами жители называли страну «Та-кемет» — «Черная земля» (плодородная), в отличие от «Красной земли» (пустыни). Произношение многих древнеегипетских слов неизвестно. Транслитерация их на русский язык часто носит условный характер). В административных целях крестьянский лунный календарь был заменен постоянным календарем из 365 дней. Впервые появились свойственные египетскому искусству отличительные черты. И наконец, была создана египетская мифология.

В целом данные об эпохе позволяют считать, что около 3000 г. до н. э. древнейшие египтяне пользовались разумом в самой высокой степени там, где это было нужно, и с должным уважением подходили к тому, что превышало их разумение. Высказываются мнения, что впоследствии эта уравновешенность между религиозным и логическим способами мышления нарушилась.

В ту эпоху от египтян не требовалось, чтобы они верили какому-то одному представлению, например, о небе, которое в одном тексте пирамид могло фигурировать как Мировой океан, небесная корова, коршун и женщина Нут. В самом начале своей истории египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом *.

* Мифология древнего мира. С. 59—69.

Древнеегипетские тексты большей частью дошли до нас во фрагментах. Многие содержащиеся в них намеки и ссылки нам непонятны. Часть мифов сохранилась лишь в интерпретации античных авторов, что связано с искажением первоначального смысла. Специфическая система образов древних египтян и характер текстов создают трудности для их адекватного восприятия и систематизации *.

С древнейших времен в Египте существовало представление о первобытном океане, из вод которого в виде пламени поднялся земляной холм и породил первое живое существо. По вариантам это змея, жук, лягушка, яйцо, цветок лотоса. Последний, согласно более поздним верованиям, породил Солнце.

В концепции неба, помимо названных выше образов, использовалось понятие о небе — крыше, а также представления о том, что любое небесное тело — глаза бога. Относительно божеств, выступающих в виде животных, отмечается, что ряд из них носит космический характер. В мифологии наиболее важную роль играют сокол Хор (Гор), неотождествленное млекопитающее Сэт, которого впоследствии считали ослом, и ибис Тот, который был воплощением мудрости. Сокол-Хор был связан с царской властью. Царь Египта считался богом Хором с самого начала I династии. Существовали представления о «Хоре небес» как о звезде в сумерках и солнце в дневное время. Адекватное восприятие первоначального характера образа Хора осложняется тем, что цари II династии, около 2800 г. до н. э., назывались «Хор и Сэт», или «Два Сокола», а не просто «Хор», и что в ранних разделах текстов пирамид Хор и Сэт выступают как братья и равноправные правители обеих частей Египта, Нижнего и Верхнего. Стандартная для последующих периодов концепция египетской космологии засвидетельствована в текстах пирамид около 2700 г. до н. э. В форме рассказа она обобщается следующим образом. Первичный бог Атум один породил пару богов, Шу и Тефнут. Детьми Шу и Тефнут были Геб и Нут. Шу — отец Нут поднял ее над Гебом и таким образом отделил небо от земли. Между сыновьями Геба и Нут возник спор о власти. Сэт убил царя Осириса и владел его троном до тех пор, пока Хор, сын Осириса и Исиды, не вырос, не одолел Сэта и не был провозглашен подлинным царем и наследником Осириса.

* Рак И. В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Изд-во «ПетроРИФ», 1993. С. 13

Атум означает «завершенный поглощением других» и отождествляется с первичным холмом, поднявшимся в виде пламени из вод первобытного океана. В Атуме слились «боги», а не «первобытные существа». Слово Шу может быть переведено и как «пустой», «сухой», и как «солнечный свет» (но не само солнце). Это бог воздуха, разделяющий небо

и землю. Щу изображался стоящим на коленях с поднятыми вверх для поддержания неба руками (рис. 2). Слово Тефнут является общим обозначением «женщины» в противоположность «мужчине». Это богиня влаги. Ее земное воплощение -львица. Имя Геб — египетское слово, очевидно означающее просто «земля». Имя богини неба Нут (Нунут) как будто указывает на нее как на женскую параллель Ну Ну, изначального океана. Имя Осириса, божества производительных сил природы и царя загробного мира, не поддается объяснению и, кажется, является неегипетским *.

Сущность Осириса уже в древности постепенно стала загадочной для самих египтян:
«Сущность твоя, Осирис, темнее [чем всех других богов]
Ты — Луна, находящаяся на небе,
Ты делаешься юным, когда ты желаешь,
Ты делаешься молодым, когда ты хочешь,
И ты Нил великий на берегах в начале Нового года;
Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя.
И я нашел также, что твое величество — это царь Преисподней» **.
То, что характеристики Хора связывались с космосом» отмечалось выше. У Сэта это бесплодная пустыня, что может быть уже вторичным явлением, возникшим из представлений о том, что Сэтбылубий^ цей Осириса — растительности. Имя Исида указывает на представление о царском достоинстве и переводится как «престол». Это богиня плодородия, символженственности, семейной верности, воды и ветра.
Позже, в начале V династии, около 2550 г. до н. э. возникла концепция о верховном боге Рэ — золотом теленке, которого рождает Небесная Корова. С этого времени все египетские фараоны именуются «сыновьями Рэ». Впоследствии Рэ приписывались свойства многих других богов: творец, создатель, владыка, повелитель (богов, мира*всего сущего)*.

* Мифология древнего мира. С. 70—79; Мифологический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. С. 254.

Относительно греческой мифологии считается, что формирование основных мифов происходило в микенский период (приблизительно с 1600до 1100 г. до н. э.). Глиняные таблички микенского периода, найденные археологами во дворцах и около них, не дали никаких литературных текстов, в отличие от табличек Шумера, Аккада, Хеттского царства и Ханаана. В то же время из них стало известно, что многие из богов Гомера и позднейшей Греции — например, Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Гермес — почитались уже тогда. Самыми ранними текстами, содержащими информацию о мифах, являются произведения Гомера (750—700 г. до н. э.) и Гесиода (700 г. до н. э.). В течение двух последующих за Гомером столетий основная часть мифологического материала, почерпнутого из фольклора, была письменно зафиксирована. Подробности этого процесса для нас утеряны. Можно только отметить, что какой-то четкой единой системы взглядов тогда уже не существовало. Так, например, у Гомера Океан и Тетия (Тетис,Тефида) выступают в качестве первоначальных отца и матери всех богов, породивших, в частности, все реки. У Гесиода их роль иная. Афродита, которая у Гомера является дочерью Зевса и Дионы, и Эрос, позднее обычно считавшийся ее сыном, оба в «Теогонии» Гесиода на поколение старше Зевса. В «Теогонии» Гесиод упорядочивает предания о трех поколениях богов: «Вначале появился Хаос, «вакуум», «пустота», а затем — Гея, «Земля», и Тартар «в глубине широкодорожной земли», и Эрос, «Любовь», — «сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает». Из Хаоса возникли Тьма (Эреб) и Ночь, которые соединились и породили Воздух и День... Земля породила без мужа Небо (Уран), Горы и Море (Понт)... С супружеством Земли и Неба возникает первое поколение... Уран является дедом нынешнего царя богов Зевса, точно также как он отстоит на два поколения в вавилонских и хеттских мифах. Своихдетей, рожденных Землей, Уран держит спрятанными в ней. Земля вступает в заговор с младшим сыном Кроносом...». Заговор успешно завершается свержением Урана. «Кронос и его сестра Рея являются родителями нынешнего поколения богов. Кронос опасается, что один из его детей свергнет его, и проглатывает их сразу после рождения. Зевса, рожденного последним, его мать заменяет камнем, который Кронос и проглатывает... Его бабка — Земля — прячет его в пещере... В дальнейшем Зевсу удается заставить отца изрыгнуть его братьев и сестер. Торжество Зевса делает его царем богов...» *. В среде греков смутные образы Урана или Кроноса слишком серьезно не воспринимались. «Гомер и Гесиод приписали богам то, что является позорным и предосудительным для людей, — воровство, прелюбодеяние и взаимный обман», — сетовал философ Ксенофан. Тем не менее реальное существование богов лишь немногие из греков когда-либо подвергали сомнению.

Можно отметить, что все тексты древнегреческих авторов дошли до нас в весьма поздних рукописях. «История» Фукидита (450—400 г. до -н. э.) известна в восьми рукописях 900 г. н. э., то есть написанных через 1300 лет после смерти автора. «Поэтика» Аристотеля была составлена около 343 г. до н. э., а самый ранний известный список датирован 1100 г н. э., то есть разрыв составляет почти 1400 лет. Шесть книг Тацита (ок. 58 — ок. 117 г. н. э.) сохранились в одном единственном списке девятого века **. Произведения Гомера и Гесиода также сохранились только в средневековых византийских рукописях.

Уникальные сведения о древней мифологии народов Северной Европы содержатся в знаменитом произведении «Младшая Эдда», которое все скандинавские народы и все народы, говорящие на германских языках, считают своим ценнейшим культурно-историческим и художественным наследием. Считается, что «Младшая Эдда» была написана исландским ученым, поэтом и политическим деятелем Снор-ри Стурлусоном в 1222—1225 гг. в Исландии. Но неизвестны ни ее первоначальная форма, ни размеры творческого вклада ее автора или тех, кто ее потом переделывал, пополнял или сокращал. Она сохранилась только в списках более поздней эпохи (не древнее начала XIV в.) и явно не в первоначальном виде. Возможно, что Снорри составлял свой материал на данных устной традиции.

* Мифология древнего мира. С. 272, 273.
** МакдауэллД. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. Чикаго: SGP, 1991. С. 34.
История открытия литературного памятника не была простой. Отмечается, что «...много труда было затрачено на доказательство того, что языческие мифы, сохранившиеся в древне-исландской литературе, на самом деле не языческие и не мифы, что их сохранение в Исландии XIII в. свидетельствует о том, что они на самом деле там не сохранились, что вообще язычество в древнеисландской литературе — это христианская пропаганда, и т. д. и т. п.» *. В 1643 г. любитель древностей епископ Бриньольв Свейнсон нашел пергамент с древними песнями о богах и героях, которые пересказываются и цитируются в «Младшей Эдде». Впоследствии сборник этих песен стали называть «Старшая Эдда».

Младшая Эдда состоит из четырех частей, сильно отличающихся друг от друга и по форме и по содержанию: «Пролог», «Видение Гюль-ви», «Язык поэзии» и «Перечень размеров».

«Видение Гюльви» — наиболее цельная часть, содержащая уникальный обзор языческих мифов. В ней рассказывается о возникновении мира,,его устройстве, об отдельных богах и богинях, о грядущей гибели мира и богов и его втором рождении.

* Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970. С. 201.

Космологические идеи излагаются в ней в виде ответов трех божественных мужей на вопросы персонажа по имени Ганглери. К примеру он спрашивал: «Что же было вначале? И откуда взялось? И что было еще раньше?». В фантастических образах ему раскрывается картина творения мира. За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм (вероятно, «темный мир»). Мировая Бездна на севере постепенно вся заполнилась льдом и инеем, образовавшимися из вод ядовитой реки. Южнее царили дожди и ветры. Самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма — светлой и жаркой страны, где все горит и пылает. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так, что иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека — древнейшего великана Имира. Его выкормила появившаяся также из инея корова, которая лизала покрытые инеем соленые камни. От лизания камни превратились в человека по имени Бури (родитель). Его внуками стали знаменитые боги — правители неба и земли Один и два его брата Вилли и Be (жрец). Братья убили великана Имира, бросили тело «...в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его — море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни — из передних и коренных его зубов и осколков костей... Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный, Северный и Южный. Потом они взяли сверкающие искры, чтолетали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам...» *.