Получать новости по почте

Комментарии

1. Существуют четыре точки зрения относительно сущности мифологии: 1) «мифологическая теория», сторонники которой видели в мифах олицетворен­ное описание и объяснение явлений природы, преимущественно небесных; 2) «эв-гемерическая», согласно которой мифологические персонажи — это реальные люди, предки, а мифы — приукрашенные фантазией рассказы об их подвигах (Г. Спенсер); 3) «биологическая», рассматривавшая мифологию как фантасти­ческое порождение подавленных подсознательных сексуальных влечений челове­ка (3. Фрейд, фрейдисты); 4) «социологическая теория», понимающая мифы как непосредственное выражение связи первобытного общества с окружающим миром (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский).
2. Основоположником русской мифологической школы был крупнейший уче­ный, профессор Московского университета Ф. И. Буслаев. В русле этой школы работали также А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский, А. А. По-тебня, А. Н. Пыпин, А. Н. Веселовский и др.
3. Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки.— СПб., 1887.
4. Эзотерическая («обращенная внутрь»), окруженная глубокой тайной ми­фология — сокровенное достояние тех, кто посвящен в соответствующий ритуал.

5. Экзотерическая («обращенная вовне») мифология специально нацелена на запугивание «непосвященных».
6. Магия — совокупность верований и специфических колдовских действий, с помощью которых люди пытаются сверхъестественным способом воздейство­вать на окружающие предметы и явления.
7. «Инициальная магия» — от лат. initio — начало.
8. «Контагиозная» — от лат. contagiosus — заразительный, или «парциаль­ная магия» — от лат. pars, partis — часть.
9. «Имитативная магия» — от лат. imitatio — подражание.
10. «Анимизм» (от лат. anima — душа, дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент любой религии.
11. Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неодушевлен­ных предметов (фетишей), наделенных, по представлениям верующих, сверхъ­естественными свойствами. Вера в обереги, амулеты, талисманы.
12. Палеолит — древний каменный век. Продолжался с возникновения чело­века (св. 2 млн. лет назад) до 10 тыс. до н. э.
13. Пантеон (греч.) — место, посвященное всем богам.
14. Неолит — новый каменный век.
15. Общность (здесь) —объединение этносов (племен) по языковому прин­ципу.
16. Погодин Михаил Петрович (1800—1875) —русский историк, писатель, академик Петербургской Академии наук, автор многотомных трудов по истории Древней Руси.
17. Соловьев Сергей Михайлович (1820—1879) —русский историк, акаде­мик Петербургской Академии наук, автор многотомного труда «История России с древнейших времен».

18. Ключевский Василий Осипович (1841 —1911) —русский историк, автор «Курса русской истории».

19. Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) —русский писатель, ис­торик, автор 12-томного труда «История государства Российского».
20. Траян (53—117) —римский император. В результате войн Траяна Римская империя достигла максимальных границ.
21. Александр Великий (Александр Македонский) (356—323 до н. э.) — царь Македонии, создатель крупнейшей мировой монархии древности, известен своими походами.
22. Норик — с конца I в. до н. э. римская провинция между верхним тече­нием Дравы и Дунаем. Неоднократно завоевывалась германскими и славянски­ми племенами. В 408 г. была завоевана королем вестготов Аларихом, в конце V в.— остготами.
23. Варяги — наемные дружинники русских князей в IX—XI вв.
24. Норманнская теория — направление в историографии, существующее в те­чение двух веков. Ее сторонники считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером, А. Шлецером. Эту концепцию отвергали М. В. Ло­моносов, историки XIX в. Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, а также многие другие исследователи XX в.
25. Елагин Иван Перфильевич (1725—1794) — российский государственный деятель, писатель, историк, автор исторического сочинения «Опыт повествова­ния о России».
26. Птолемей Клавдий (90—160) —древнегреческий астроном, создатель геоцентрической системы мира, автор «Географии», в которой дал сводку геогра­фических сведений об античном мире.
27. Полное собрание русских летописей.— СПб., 1841.— Т. 1.— С. 28.
28. «Мифологическая география» — термин, введенный в науку двумя из­вестными современными мифологами В. Н. Топоровым и В. В. Ивановым.
29. Космогонические мифы повествуют о Вселенной, структуре мира и о его происхождении.
30. Этногонические мифы повествуют о том или ином конкретном этносе.


Общие истоки. Индоевропейский фон


1. Санскрит (букв.: «обработанный») —литературно обработанная разно­видность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи.
2. Рерих Николай Константинович (1874—1947) —русский художник, пи­сатель, деятель культуры, философ. С 1920 г. жил в Индии.
3. Этнография — наука, изучающая бытовые и культурные особенности на­родов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов.
4. Палеография — вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая развитие письменности.
5. Индуизм — одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира. Сформировалась в I тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма. Ее основа — учение о перевоплощении душ (карме). В качестве священных почитаются животные, реки, растения.
6. Сома — в древнеиндийской мифологии священный напиток, игравший важную роль в обрядах жертвоприношений.
7. Ведийская мифология — мифология, известная главным образом по «Ве­дам». Характерная черта — обожествление сил природы (часто в неопределенно-очерченных образах).
8. Ашвины — в индийской мифологии боги-близнецы, олицетворявшие ут­ренние и вечерние сумерки; считались божественными врачевателями.
9. Индоиранская общность — особая ветвь семьи индоевропейских языков, включающая индийские (индоарийские), иранские, дардские языки.
10. Зороастризм — религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане. Священным каноном зороастризма была «Авеста».

11. Бактрия — историческая область в Средней Азии по среднему и верхне­му течению Амударьи (ныне территория Афганистана и частично Узбекистана и Туркменистана).
12. Аристей (букв.: «наилучший») — в греческой мифологии сын Аполлона и нимфы Кирены, основатель городов и изобретатель ремесел.
13. Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.) —древнегреческий исто­рик, прозванный «отцом истории».
14. Плиний Старший (24—79) — римский писатель, ученый, написавший труд «Естественная история» в 37 книгах.
15. Персей — в греческой мифологии сын Данаи и Зевса, победитель Ме­дузы Горгоны, спаситель Андромеды.
16. Медуза Горгона — в греческой мифологии чудовищное порождение морских божеств, внучка земли Геи и моря Понта.
17. Геракл — в греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены; совершил 12 бессмертных подвигов.
18. Титаниды — в греческой мифологии архаические богини, олицетворяв­шие стихии природы.
19. Аполлон — в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ догреческие и мало-азийские данные. Этимология имени Аполлона свидетельствует о неиндоевропей­ском происхождении образа.
20. Артемида — в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона.
21. Овен — знак Зодиака (21 марта — 20 апреля). Зодиак— 12 созвездий (по числу месяцев в году), через которые проходит Солнце в своем годовом дви­жении по эклиптике (большому кругу небесной сферы).
22. Телец — знак Зодиака (21 апреля — 21 мая).
23. «Махабхарата» — эпос народов Индии. Современный вид приобрел к се­редине I тыс. Состоит из 18 книг народных эпических сказаний.
24. Брахма— в древнеиндийской мифологии высшее божество, творец мира.
25. Гаруда — в древнеиндийской мифологии царь птиц, ездовое животное, отождествляемое с конем или птицей бога солнца.
26. Скандинавские саги — произведения германо-скандинавского героическо­го эпоса, героические сказания.
27. Меркатор (1512—1594) —фламандский картограф. Составил сборник карт и описаний европейских стран «Атлас».
28. Гольфстрим — система теплых течений в северной части Атлантического океана, простирающаяся на 10 тыс. км от берегов полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля.
29. Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со вре­мен античной традиции приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи».
30. Ольвия (Борисфен) — античный город (VI в. до н. э.— IV в. н. э.) на берегу Днепровско-Бугского лимана. Остатки города найдены у села Парутино, к югу от г. Николаева.
31. Астральные культы — поклонение звездам (от лат. astra — звезда).
32. Кромлехи — культовое сооружение эпохи неолита и бронзового века в ви­де круговых оград из огромных камней.
33. Ахейцы — одно из основных древнегреческих племен, обитавшее в Фесса­лии (полуостров на юге Греции). Участвовали в Троянской войне. Государства ахейцев — Микены, Пилос. В XII в. до н. э. вытеснены дорийцами в Малую Азию, на Кипр и другие острова.
34. Троя (Илион) — древний город на северо-западе Малой Азии. Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 70-х годах XIX в. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Раскопки, проводившиеся с конца XIX в., открыли разные слои Трои, начиная с III тыс. до н. э.
35. Фракия — историческая область на востоке Балканского полуострова между Эгейским, Черным и Мраморным морями. Ныне область в составе Турции, Греции и Болгарии.

36. Электра — в греческой мифологии одна из плеяд (дочерей титана Ат­ланта и океаниды Плейоны), родившаяся от брака с Зевсом Дардана — осно­вателя царской династии в Трое.

37. Эней — в греческой мифологии сын Анхиса и Афродиты. Имя Энея на­зывается в «Илиаде» среди имен самых славных троянских героев. Эней избе­гает гибели в Трое и благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдо­на сохраняет царский род Дардана.
38. Фригия — древняя страна в северо-западной части Малой Азии.
39. Синды — местное племя на Таманском полуострове и на северо-восточ­ном побережье Черного моря (I тыс. до н. э.) и по берегам Днепра.
40. Татищев Василий Никитич (1686—1750) — русский историк, автор тру­да «История Российская с древнейших времен».
41. Стрыйковский М.— польский историк, автор труда «Хроники польской, жмудской и всей Руси».
42. Вельский И.— польский историк XVI в., известен трудами о славянах.
43. Классен Е. И. (?—1861) —историк, автор труда «Новые материалы о древнейшей истории славян с легким очерком истории руссов до Рождества Христова» (1861).
44. Язон (Ясон) — герой греческой мифологии, правнук бога ветров Эола, предводитель аргонавтов, плававших в Колхиду. Добыл золотое руно.
45. Речь идет о работах современных ученых Н. 3. Суслопарова и А. П. Знойко.
46. Ливии Тит (59 г. до н. э.— 17 г. н. э.) — римский историк, автор труда «Римская история от основания города» в 142 книгах (сохранилось 35 книг).
47. Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) — римский писатель, автор трактата «О земледелии».
48. Гектор — главный троянский герой в «Илиаде».
49. Страбон (64/63 г. до н. э.— 23/24 г. н. э.) —древнегреческий географ и историк. Автор сочинения «География» в 17 книгах.
50. Кимвры — германские племена. В конце II в. до н. э. вместе с тевтонами вторглись на территорию Римской империи.
51. Фредегер (Fredegarius) (Псевдо-Фредегар) — утвердившееся в литерату­ре имя одного или нескольких авторов анонимной Франкской Хроники (доведена до 642 г.).
52. Веселовский Александр Николаевич (1838—1906) —русский историк и теоретик литературы, фольклорист, этнограф.
53. Тризна — часть погребального обряда; известна у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, жертвоприно­шениями, пирами.
54. Пектораль—шейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи.
55. Арес — в греческой мифологии бог войны, коварный и вероломный в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Древней­ший миф об Аресе свидетельствует о его фракийском происхождении.
56. Киммерийцы — представители так называемой срубной культуры эпохи бронзы (II—I тыс. до н. э.). Жили в степных и лесостепных частях европейской части нашей страны.
57. Абаев В. И. Скифо-индоевропейские изоглоссы.— М., 1965.
58. Грантовский Э. А.— советский исследователь, иранист, в соавторстве с Г. М. Бонгардом-Левиным издал книгу «От Скифии до Индии» (М.? 1974).
59. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен.— М., 1963.
60. Берзин Э.— современный историк, исследователь миграций древних на­родов.
61. Дионисий Галикарнасский — древнегреческий историк второй половины I в. до н. э., автор труда «Римские древности» (история Рима с мифических времен до 264 г. до н. э.).
62. Чертков Александр Дмитриевич (1789—1858) —русский археолог, ис­торик, автор трудов по истории славян, составитель известной библиотеки («Чертковка»), переданной Москве, а также «Каталога книг для изучения нашего Отечества во всех отношениях».

63. Знойко Александр Петрович (1914—1987) —советский историк, архео­лог, этнограф. Сторонник комплексного метода исследований, в своих работах кроме истории привлекал данные астрономии, археологии, этнографии, лингвис­тики.
64. Суслопаров Николай Захарович (ум. 1974) — советский библиограф, язы­ковед, дешифровщик надписей на памятниках Трипольской археологической культуры.
65. Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) —русский философ, писа­тель, историк, один из основоположников славянофильства.
66. Воланский Фаддей (первая половина XIX в.) — русский исследователь, историк, собиратель древностей, автор труда («Памятники письменности славян от Рождества Христова» (М., 1861).
67. Выселок—здесь: место расселения какого-либо этноса на новых землях.
68. Иберийские племена — название восточно-грузинских племен, живших на территории Грузии, которая в античные времена называлась Иберией (Иве-рией). Древние племена Испании также назывались иберами.
69. Суровецкий Л. Исследование начала народов славянских.— М., 1846.
70. Пафлагония — в древности область Малой Азии на побережье Черного моря (современная Турция). В VI в. до н. э. завоевана Лидией, потом Персией, в конце IV — начале III в. до н. э. находилась под властью Александра Ма­кедонского.
71. Мидия — историческая область в северо-западной части Иранского нагорья. В VI в. до н. э. была завоевана Персией.
72. Урарту — древнее государство IX—VI вв. до н. э. на территории Ар­мянского нагорья. В VI в. до н. э. было завоевано мидянами. Вело длительные войны с Ассирией.
73. Щербаков В. И. Асгард — город богов.— М., 1991.
74. Аммиан Марцеллин (330—400) — римский историк, автор «Деяний», в которых описывал события, войны, дворцовые интриги и т. п.
75. Иордан — историк готов, VI в. Главное сочинение «О происхождении и деянии гетов (готов)».
76. Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565) — византийский писатель-историк, автор труда «История войн Юстиниана» и др.
77. Гумилев Лев Николаевич (1910—1992) —советский историк и географ, исследователь древнерусской этнической истории, автор концепции «пассионар-ности» (активности или пассивности) этносов.
78. Готы — группа германских племен. В III в. жили в Северном Причер­номорье,
79. Константин Багрянородный (905—959) — византийский император, ав­тор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях.
80. Олаф Далин. История шведского государства.— СПб., 1792.
81. Бременский Адам (? — после 1081) —северо-германский хронист, труды которого содержат историю славяно-германских отношений.
82. Геродотова Скифия — понятие, появившееся в V в. до н. э. на основании описания Скифии греческим историком Геродотом.
83. Тацит (ок. 58 — ок. 117) — римский историк. Главные труды — по исто­рии Рима и Римской империи «Анналы».
84. Стольник — дворцовый, придворный чин — должность на Руси в XIII — XVII вв. (прислуживал дворянам и князьям во время придворных трапез).
85. Лесной С. Русь, откуда ты? Основные проблемы Древней Руси.— Вин­нипег, 1964.
86. Морошкин Федор (середина XIX в.) — русский историк, исследователь. Основной труд «Значение имен русов и славян» (М., 1840).
87. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.—М., 1981.
88. Аркона — религиозный центр западных славян X—XII вв. на острове Рюген. Разрушен датчанами в 1169 г.

 

2. Культ природы у древних славян

1. Халдея — древнее государство в Южной Месопотамии. Вело борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном в I тыс. до н. э.
2. Купала — народный праздник Ивана Купалы (в ночь на 24 июня по ста­рому стилю — Рождество Иоанна Крестителя), сопровождался обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами, гаданиями, собиранием целебных трав.
3. Коляда — цикл народных рождественских праздников (с вечера 24 де­кабря по 6 января), обрядов и песен (колядок), а в образе ряженого участ­ник этих праздников и обрядов.
4. Дитмар (Титмар) Мерзебургский (975—1018) —немецкий историк. В его хрониках содержатся сведения из истории славянских племен.
5. Костомаров Н. Семейный быт в произведениях русского песенного твор­чества.— М., 1890.
6. Святослав I (?—972) — князь киевский, сын князя Игоря. Разгромил Хазарский каганат, совершал походы на волжских булгар. Убит печенегами.
7. Афанасьев Александр Николаевич (1826—1871) —русский историк, ми­фолог, фольклорист. Основной труд «Поэтические воззрения славян на природу».
8. Дионис (Вакх) — в греческой мифологии бог вина и виноделия. В честь Диониса устраивались празднества «Дионисии» и «Вакханалии».
9. «Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере» — сочинение, направленное против пережитков славянских языческих верований.
10. Семицкий венок — венок на семик (последний четверг перед днем святой Троицы).
11. Пасхальная неделя — неделя на Пасху, зависела от исчисления праздно­вания Пасхи, определяемого Пасхалией — сборником правил.
12. Экстаз — высшая степень восторга, воодушевления.

3. Славянские верховные божества

1. Арии — название народов, принадлежавших к индоевропейской (прежде всего индоиранской) общности.
2. Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публи­цистической литературы.
3. Вергилий (70—19 до н. э.) —римский поэт, автор «Вуколики», дидакти­ческой поэмы «Георгики», героического эпоса «Энеида» о странствиях троянца Энея.
4. Овидий (43 г. до н. э.— ок. 18 г. н. э.) —римский поэт, автор элегий и дидактических поэм, мифологического эпоса «Метаморфозы».
5. Потебня А. А. Философия языка и мифы.— М., 1989.
6. Ильина Н. Изгнание варягов.— Париж, 1955.
7. Речь идет о «Ведийском мифе о Пуруше» из древнеиндийского сборника гимнов и жертвенных формул «Веды».
8. Гусева Н. Р. Индуизм.— М., 1977.
9. Весталки — в Древнем Риме жрицы богини Весты, поддерживавшие в храме богини священный огонь.
10. Епископ — в православной, католической и англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковной административной территориальной единицы. Иерархическое деление епископов с IV в.: патриархи, метрополиты, часть из кото­рых имеют титул архиепископа.
11. Константин Философ (св. Кирилл)—славянский просветитель, пропо­ведник христианства, составитель славянской азбуки, переводчик с греческого на славянский язык богослужебных книг.
12. Олеарий Адам (1603—1671) — немецкий ученый, писатель, путешествен­ник. Известен обширным описанием устройства, быта и нравов России первой половины XVII в. («Описание путешествия в Московию»).
13. Арциховский Артемий Владимирович (1902—1978) —советский архео­лог, автор трудов по общим вопросам археологии, русским древностям.

14. Аланы — ираноязычные племена, с I в. жили в Приазовье и Предкав­казье. Часть аланов участвовала в великом переселении народов. Кавказские аланы (русск.: ясы, язы) — предки осетин. После монголо-татарского нашествия ушли в Закавказье.

15. «Старшая Эдда» — памятник древнескандинавской языческой поэзии, сло­жившийся в IX—XII вв. и содержащий мифологические песни о подвигах и приключениях богов и героев.
«Младшая Эдда» — произведение исландского писателя Снурри Стурлусона, написанное в 1222—1225 гг. и содержащее обзор древнейших мифов. Включает также поэтические обозначения, иллюстрированные стихами скальдов, и поэму Снурри Стурлусона с прозаическими комментариями.
16. Илья Пророк, согласно легенде, жил в период царствования израильско­го царя Ахава (776—854), был ревностным поборником иудейской религии, отвергал идолопоклонство. Будто бы совершил ряд чудес и был взят живым на небо.
17. Гефест — в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела.
18. Прометей — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олим­па огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, но за ночь она снова вырастала. Освободил Прометея и убил орла Геракл.
19. Калики перехожие — былинный образ путников, выполнявших верховную волю Божью.
20. Древнегреческие Елисейские поля — данное понятие ассоциировалось с пастбищем мертвых в загробном мире. Корень «(в) елис» совпадал с корнем мифологического имени Елисей. Существовали многочисленные мифы о чудесах, якобы совершенных Елисеем посмертно.
21. Платон (428/427—348/347 до н. э.) —древнегреческий философ, ученик Сократа, основал в Афинах школу (Платоновская Академия). Сочинения Плато­на — высокохудожественные диалоги «Тимей», «Пир», «Парменид» и др.
22. Тит Ливии (59 до н. э.— 17 н. э.) — римский историк, автор «Римской истории от основания города».
23. Ипатьевская летопись — один из древнейших памятников южнорусско­го летописания. Начинается с «Повести временных лет» и доводит описание собы­тий до 1292 г. Название получила от местонахождения одного из ее списков в Ипатьевском монастыре (Кострома).
24. Речь идет о памятниках, приведенных в книге Ф. Воланского «Памятни­ки письменности до Рождества Христова, собранные и объясненные Ф. Воланским» (М., 1861).
25. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.— М., 1980.
26. Афродита—в греческой мифологии богиня любви и красоты. Имя не­греческого происхождения. Согласно одной версии, Афродита родилась из крови оскопленного Кроном Урана, эта кровь попала в море и образовала пену. Отсюда так называемая народная этимология ее имени «пенорожденная».
27. Геката — в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и ча­родейства, дочь титанидов Перса и Астерии.
28. Рожаницы — мифологические существа у славян, связанные с продол­жением рода и женской средой; обычно упоминаются в форме множественного (собирательного) числа женского рода.
29. Род — в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков од­ного предка.
Б. А. Рыбаков считает Рода верховным божеством славян.
30. «Слово об идолах» (кон. XIII — нач. XIV в.) — компиляция, составлен­ная на основании «Слова Григория Богослова на Богоявление». (В рукопи­сях его называли так: «Слово святаго Григорья изобретено в толъцех о том, како первое погане суще языцы кланялися идолам и требы им клали, то и ныне творят».) Направлено против древнеславянских языческих обрядов и веро­ваний.
31. Лидия — в древности страна на западе Малой Азии. В VI—IV вв. до н. э. находилась под властью персов, затем входила в состав империи Александра Македонского.

32. Тацит (ок. 58 — ок. 117) —римский историк. Главные труды посвяще­ны истории Рима и Римской империи («Анналы», «История», «Германия»).
33. Длугош Ян (1415—1480) —польский историк, автор «Истории Польши».
34. Саваоф — одно из имен Бога в иудаистской и христианской традиции (Вседержитель).
35. Озирис (Осирис) — в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира.
36. Ваал — библейский Баал (Балу) — бог бури, одно из наиболее употре­бительных прозвищ богов отдельных местностей, а также бог бури, грома, мол­нии, дождя и плодородия.

4. Мир противопоставлений

1. Варуна — в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, один из верховных богов индийского пантеона.
2. Малала Иоанн (ок. 491—578) — византийский историк, автор знаменитой хроники, излагающей события от легендарной истории египтян до 563 г. К хронике Малалы как к источнику по всемирной истории обращались древнерусские ле­тописцы.
3. Индра — в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, самый популярный мифологический персонаж «Вед».
4. Вритра — в древнеиндийской мифологии демон, противник Индры.
5. Праджапати — з древнеиндийской мифологии божество, творец всего сущего. В одном из гимнов «Ригведы» говорится, что Праджапати возник как «золотой зародыш», стал единственным господином творения, поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, даровал жизнь и силу.
6. Пурпурный (красновато-фиолетовый) цвет — в древности широко приме­нялся для окраски тканей природным красящим веществом.

5. Мифы о животных и существах фантастических

1. Термин «низшая мифология» впервые введен немецким этнографом В. Маннгардтом.
2. «Один католический священник...» — так доносил в Рим в начале XV в. кардинал ДЗли. Цитата взята из книги М. Смирнова «Ягелло-Яков-Владислав и первое воссоединение Литвы с Польшею» (Одесса, 1868.— С. 16).
3. Есенин С. Л. Собр. соч.— М., 1979.— Т. 5.— С. 171.
4. Адам Мицкевич (1798—1855) —польский поэт, основоположник польско­го романтизма. 4
5. Боголюбский Андрей (ок. 1111 —1174) —Владимиро-Суздальский князь, сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. Боролся с самовлас­тием бояр. В 1169 г. завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в Бого­любове.
6. Содомские грехи — название получили от города Содома. По ветхозавет­ному преданию, два города — Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве, были за это испепелены огнем. Согласно преданию, «жители Содома были нечестивы и весьма грешны перед Госиодом, блудодействовали и ходили за иной плотью».
7. Атлантида — по древнегреческому преданию, сохранившемуся у Платона, некогда существовавший огромный остров в Атлантическом океане к западу от Гибралтара, плодородный, густонаселенный, из-за землетрясения опустившийся на дно. Вопросы о существовании и причинах гибели Атлантиды в науке остаются спорными.
8. Ромул и Рем — легендарные основатели Рима, братья-близнецы, сыновья или внуки Энея, якобы вскормлены волчицей.
9. Кир II Великий (?—530 до н. э.) — первый царь государства.

10. Геральдика — гербоведение; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы государств, городов, династий и т. д.

11. Ладан — ароматическая смола, применяемая для ароматических курений во время религиозных обрядов.
12. Гелиополис — город в Древнем Египте.
13. Кумирня (от слова «кумир») — языческий идол; место поклонения.
14. Космологический — от «космология» — учение о Вселенной, основанное на изучении той ее части, которая доступна для астрономических наблюдений.
15. Лёсс — известковая осадочная горная порода светло-желтого цвета.
16. Христианская Пасха — христианский праздник, связанный с воскресе­нием Иисуса Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю или с 4 апреля по 8 мая по новому стилю).

6. Древо жизни — Мировое древо

1. Топоров Владимир Николаевич — советский ученый, филолог и историк, автор многих работ по мифологии, статьи о Мировом Древе в энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1982.— Ч. II).
2. Асгард — легендарная страна асов (так называется она в древнеисланд-ских сагах, в древнекитайских источниках — Аньси, в других источниках — Пар-фия). В период миграций асы переселились на север.
3. Один — в скандинавской мифологии верховный бог, олицетворявший ду­ховную власть и мудрость.
4. Абрис — очертание, внешние контуры предмета.

7. Дом и одежда древних славян

1. Герберштейн — немецкий дипломат XVI в., автор «Записок о московитских делах».

8. Календарь и обряды

1. «Великий Индиктион», «Миротворный круг», «Церковный круг»—назва­ния средневекового календаря, пришедшего на Русь из Византии и начинав­шего год с 1 сентября.
2. Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) — первый известный по имени древнегре­ческий поэт. В его поэме «Геогония» (т. е. родословие) систематизированы мифы о богах.
3. «Остромирово Евангелие» — древнейший памятник старославянской пись­менности (1056—1057), ценный источник по истории русского искусства, в том числе искусства Киевской Руси.
4. «Харатейное Евангелие» — от слова «харатейный» — древний.
5. Существовало несколько «священных гор», разбросанных по все*му древ-неславянскому миру; с ними были связаны ритуальные традиции. Лысая гора — одно из наиболее распространенных названий этих гор.
Известны предания о том, что на Лысоп горе под Киевом ведьмы устраивали шабаши. Упоминается в преданиях и Лысая гора под Днепропетровском. Еще одна Лысая гора находится на том месте, о котором, согласно Б. А. Рыбакову, повествует рассказ Геродота «Священные пути» («из земли скифов-пахарей», т. е. праславян). В Польше, между Кельцами и Сандомиром, известна Лысая гора с идолами славянских языческих божеств. Археологи установили, что в язычес­кие времена венец Лысой горы, представлявший огромное святилище под откры­тым небом и вмещавший тысячи человек, был обнесен мощным каменным валом длиной 1,5 км.
Согласно предположениям ученых, «лысыми» эти горы назывались потому, что их верхняя часть расчищалась от лесов и кустарников для ритуальных сборищ всего племени.
Особый интерес представляет гора Сленжа (Собутка) близ Вроцлава и Силезии: вокруг нее славянское племя силезян создало целый комплекс урочищ и языческих сооружений железного века.

6. По народному календарю православных славян в августе отмечались три праздника, посвященные Всемилостивейшему Спасу (Христу Спасителю): 1 ав­густа (14 авг. по н. ст.) — «Спас на воде», 6 августа (19 авг. по н. ст.) — «Спас на горе» и 16 августа (29 авг. по н. ст.) — «Спас на полотне». На Руси говорили, что на первый Спас (его называли «медовым», поскольку будто бы с этого дня пчелы перестают носить мед с цветов) — «на воде стоять»; второй Спас — «яблоч­ный», потому как в этот день «яблоки едят», а на третий Спас положено было «на зеленых горах холсты продавать».