Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Славянская мифология (Беляков) -> Календарь славян

Календарь славян

Этот календарь славян назывался «Миротворным кругом» и пришел на Русь из Византии вместе с христианством. Известен он и под названиями «Церковный круг» и «Великий Индиктион». В осно­ве это был Юлианский календарь, который, в свою очередь, ухо­дил корнями в культуру Древнего Египта. И для того чтобы по­нять предысторию календаря наших предков, нужно перенестись в незапамятные времена, когда был создан календарь, просуще­ствовавший вместе с египетской культурой около четырех тыся­челетий.

Происхождение древнеегипетского календаря связывают с Сириусом — той самой воспетой Гомером и Гесиодом звездой, которая подарила Египту солнечный календарь, лежащий, по словам В. И. Вернадского, «в основе летоисчисления Старого Света вплоть до настоящего времени, когда он оказался распро­страненным на всю ноосферу».

Предистория календаря славян

Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, совпадающими в Египте с лет­ним солнцестоянием и разливом Нила, составляет 365,25 дней. Однако в качестве длины своего календарного периода (года) египетские жрецы приняли не 365,25, а ровно 365 дней. Но ка­лендарный год длиной в 365 дней заметно отставал от истинного, солнечного года, и это отставание составляло 6 часов в год, сле­довательно, в каждые четыре года оно нарастало на одни сутки.

Поскольку сезонные явления постепенно опережали кален­дарь, постольку даты в нем перемещались назад по отношению к сезонам года. Но если за четыре года Сириус уходил вперед на одни сутки, то для того, чтобы пройти через все сутки египетско­го календарного года в 365 дней, ему нужно было уже не 4, а 1460 (365X4) лет. А коль скоро мы знаем, что египетский год (365 дней) короче года Сириуса (365,25 дней) на 6 часов, то для того, чтобы вернуться к своей исходной дате в египетском кален­даре, Сириусу нужен был еще один год (1460-j-l). Это так на­зываемый сотический* период, который включает 1460 юлианских лет. По истечении данного периода первое число первого египетского месяца совпадает с утренним восходом Сириуса, летним солнцестоянием и разливом Нила. Вся египетская исто­рия укладывается в четыре таких периода начиная с 19 июля 4241 г. до н. э. по Юлианскому календарю.

Первая попытка реформировать египетский календарь была предпринята Птолемеем III Эвергетом, который в своем «Каноп-ском декрете» (238 г. до н. э.) впервые ввел понятие високосного года. Однако тогда это нововведение не прижилось. И только римский император Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена в 46 г. до н. э. перевел Рим со всеми его императорскими владениями на новый счет времени.

Собственно Юлианский календарь просуществовал недол­го — лишь до знаменитого Никейского собора — первого Вселен­ского собора христиан в Никее, на азиатском берегу Босфора, созванного римским императором Константином Великим в 325 г. После собора календарь Юлия Цезаря превратился в церков­ный Юлианский календарь и в таком усложненном виде более тысячи лет служил в качестве универсального календаря всего христианского мира. Календарь сохранил в неприкосновенности все принципы и особенности, заложенные в него его создателя­ми, в частности «круг великой альфы», который стал основой литургического календаря всех христиан. Но это не просто круг и даже не просто хронологический отрезок в 532 года, а тот вре­менной интервал, по прошествии которого даты пасхальных полнолуний возвращаются к тем же дням недели и числам меся­цев. Построен он из совмещения 19-летнего круга луны с 28-лет­ним кругом солнца и является результатом перемножения этих величин.

Чрезвычайно важная особенность Юлианского календаря, со­стоящая в том, что каждые 28 лет дни недели падают в нем на те же самые числа месяцев, делает календарь циклическим, дей­ствующим с ритмом раз и навсегда заведенного механизма. Ука­занный ритм обусловливается принятой в календаре системой високоса (каждый четвертый год високосный, состоящий из 366 дней).

Обсуждение реформы Юлианского календаря продолжалось несколько столетий. Дело в том, что в Юлианском календаре за 400 лет накапливались три лишних дня и календарь отставал от сезонов года. После обсуждения реформы календаря, продол­жавшегося несколько столетий, по указанию папы Римского Григория XIII «в связи с уходом Пасхи в лето» был разработан итальянским мастером Луиджи Лилио проект календаря, при­званного устранить погрешность Юлианского календаря. В 1582 г. была издана специальная «булла» папы Григория XIII. Л. Лилио предложил не считать високосными вековые годы, число сотен в номере которых не делится на 4 (1700, 1800, 1900, 2100). Тем самым за днем весеннего равноденствия закрепля­лась дата 21 марта. Эта система получила название «нового стиля».

Простота Юлианского календаря составляет его научное пре­имущество перед всякими другими календарными направления­ми. Любое нарушение календарного ритма — это нарушение не только исторической или календарно-астрономической хроно­логии, но и жизни вообще. Ритмические календарные соотноше­ния цикличны в своей основе, будь то движение луны, солнца или совмещение их обоих. Поэтому любая попытка закрепить что-то в календаре навечно в конечном счете обречена на не­удачу.

Григорианский календарь ввел понятие «невисокосное столе­тие» по аналогии с понятием «високосный год» в Юлианском ка­лендаре. Но если високосное столетие создает ритм, то столетие, лишенное високоса, его нарушает.

Одним из недостатков Григорианского календаря является то, что в нем нарушен непрерывный счет дней и год начинается среди сезона — зимой. Жизнь на земле была не всегда, и вполне разумно считать, что начало жизни — весна жизни и есть начало года. Так появился весенний Новый год. Но вот урожай созрел, собран,и естественно признать, что год закончился. Так появил­ся осенний Новый год в «Индиктионе». Зимний же гражданский Новый год был введен в России по указу Петра I в 1700 г.

В современных календарях продолжительность года сораз­мерна с продолжительностью тропического года, т. е. года, изме­ряемого от одного весеннего равноденствия до другого. Но аст­рономически самым точным является не тропический, а сидери­ческий, т. е. звездный, год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. Так заведено в астрономии, и хотя в основу и Юлианско­го и Григорианского календарей положена продолжительность тропического года, юлианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, чем григорианский, т. е. старый стиль оказыва­ется точнее нового.