Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Славянская мифология (Беляков) -> Календарь природы

Календарь природы

Обряды, связанные с сельским хозяйством, непосредственно отражают трудовую деятельность людей. Новый год (Новогодье) был рубежной датой начала большого круга обрядов.

Славяне издревле справляли Нового дье сразу же после зимнего солнцеворота, поскольку землепашество всецело зависело от теп­ла, посылаемого солнцем. Вот почему и обрядность в основном по­свящалась солнечному культу.

Солнечный культ новогодних празднеств, известный славянам со времен язычества, мало изменился с принятием христианства. Правда, летоисчисление, например в России, только с 1700 г. ве­дется с января, и с той поры новогодние забавы получили призна­ние. Служители церкви попытались согласовать православную обрядность с народной, уходившей корнями еще в языческую стари­ну, но и светскость, и широко распространившееся православие оказались не в силах переделать народную новогоднюю обряд­ность. Она сохраняла свою аграрно-земледельческую сущность, свою крестьянскую основу.

Предновогодье и первые дни Нового года обычно называли святками. Продолжались они 12 дней: с 7 по 14 января (с 25 декаб­ря по 6 января по старому стилю) их называли «святыми вече­рами», с 14 по 19 января (с 6 по 11 января по старому стилю) святки нарекли «страшными вечерами».

Деление Новогоднего периода на светлую и темную часть вос­ходит к весьма отдаленным верованиям, когда полагали, что ра­дость от «разгорания солнца» и удлинения дня непомерно бесит вредоносную нечисть, устраивающую всякие козни на вечерах, на крестьянских игрищах. Согласно же некоторым апокрифическим сказаниям, Бог, отмечая рождение Сына, на радостях отворяет ад,
чтобы выпустить оттуда бесов и дать им повеселиться на празд­нике.

Накануне святок (6 января, 24 декабря по ст. ст.) празднова­ли рождественский сочельник.
К этому дню в избах делали большую уборку — мыли потолки, стены, скоблили ножом и натирали можжевельником полы, а после уборки ходили в баню, меняли белье, накрывали соломой стол. Еда в сочельник была строго ограничена: ели капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево вроде компота из яблок и груш, слив и вишен. Пожилые люди старались не есть до «звезды». Вечером на стол ставили скудную кутью — разваренную пшеницу или ячмень с черемухой, кто побогаче — рис с изюмом. Стряпухи начинали готовиться к завтрашнему пированию.

Когда смеркалось, по домам ходила Коляда в вывернутой наизнанку шубе, со звериной маской на лице, с ухватом и палкой. Колядовщики распевали песни.

Уродилась Коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку!
А дай бог тому, Кто в этом дому! Его рожь густа, Рожь ужиниста.

Ряженые деревенские парни и девушки тешили (колядовали) взрослых, а особенно детей, совершая в рождественский сочельник как бы свой первый обход.

Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из самых влиятельных. Коляду кликали, зазывали, как и меньших божеств — Таусеню и Плугу. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии и на святках. На Руси последний патриар­ший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г. Полагают, что в эти новогодние праздники Коляда признавалась славянами за бога веселья, потому-то ее призывали и кликали веселые ватаги молодежи. Когда же божественное значение Коляды исчезло из памяти народной, этим словом стали называть ря­женых; кое-где «колядовщиками» ругали нищих.

На севере Руси колядовщики на Рождество распевали «Виноградие». Хор подростков, а иногда и взрослых «робят» отправлял­ся со звездой в руках под окна. В тексте этого «Виноградия» угадывались былинные мотивы.

Да виноградие, да красно-зеленое!
Да уж мы ходим, мы ходим по Нову-городу!
Уж мы ищем, мы ищем господинов двор:
Господннов двор, да высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесяти верстах, да на восьмидесяти столбах!
Да на каждом ли столбе по маковке,
Да на каждой маковке по жемчужинке,
Да на каждой жемчужинке по ленточке,
Да на каждой на ленточке по кисточке,
Да на каждой на кисточке по свечке горит!
Да этот чей стоит дом, да чей высок новый терем? —
Да это дом стоит Василия Ивановича!
Да это горницы Алены Ивановны!
Да ты позволь, сударь, хозяин, ко двору прийти,
Да ко двору прийти, да на круто крыльцо взойти,
Да на круто крыльцо взойти, да за витое кольцо взять...
Да виноградие спеть, в дому хозяина спеть,
В дому хозяина спеть; в дому хозяйку припеть!..
На Новогодье в старой русской деревне кликали «овсень»:
Овсень, овсень, Ходил по всем По закоулочкам, По проулочкам —
«Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!» «Где хозяин с хозяюшкой?» — «Дай им Бог Из полна зерна пирог!»