Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Славянская мифология (Беляков) -> Жизнь - Смерть, Свет - Тьма, День - Ночь

Жизнь - Смерть, Свет - Тьма, День - Ночь

По представлениям древних славян, жизнь на Земле поддер­живают светила, добрые божества, которые посылают свои дары плодородия, не давая погибнуть всему живому. У западных славян богиня весны называлась Жива. Славянин чувствовал свое родство со светлыми богами. «Слово о полку Игореве» го­ворит о славянах как о внуках Даждьбога — Солнца, Даждьбо­га — подателя благ и плодородия. Богиней смерти, тьмы и ночи была Мара — Морена. Это имя родственно словам «смерть», «мрак», «морок», «мор», «мары», олицетворявшим нечистую, тем­ную силу.

Между богами света и тьмы, тепла и холода идет нескон­чаемая борьба за владычество над миром. День и Ночь — это высшие бессмертные существа, причем День — первоначальное верховное божество света (Солнце), а Ночь — божество мрака. Они так же враждебны в преданиях, как и в самой природе. В народных загадках день и ночь всегда называются «раздор-никами» (ссорющимися). «Двое стоячих (небо и земля), двое ходячих (солнце и месяц), два здорника (день и ночь)».

Словацкая мифология донесла до нас следующее предание.

В то время, когда солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совер­шить дневную прогулку по белому свету, нечистые силы собираются и выжи­дают его появления, надеясь захватить божество дня и умертвить его. Но при приближении солнца они разбегаются, чувствуя свое бессилие.

В такой поэтической форме древние славяне передавали свои впечатления о том, как первые солнечные лучи, прорезав темный горизонт, разгоняют сумрак ночи. Каждый день повторяется эта борьба, и каждый день солнце побеждает.

По славянским поверьям, собирать лечебные травы, черпать целебную воду, произносить заклятья против чар и болезней лучше всего во время восхода солнца, на утренней заре, потому что с первыми лучами солнца прекращается влияние злых духов и рушится всякое колдовство. Как известно из народных ска­заний, нечистая сила до того страшится крика петуха, предвоз­вещающего утро, что лишь заслышит его, тотчас исчезает.

Дневной свет и тепло, ночная тьма и холод определялись суточным движением солнца, а летняя ясность и зимние туманы, закрывающие небо, и все мертвящие морозы — его годовым дви­жением. Подобно тому как с утром связывались представления о пробуждающемся солнце, о воскресающей повсюду жизни и дея­тельности, так и с весной связывалась мысль о воскресении теп­ла, о восстании природы из зимнего сна, когда земля наряжает­ся в цветы и зелень, из далеких стран прилетают птицы.

Наличие родственных признаков у всех этих явлений природы послужило сближению и даже отождествлению мифологических представлений о них у всех славянских народов. Весеннее про­светление солнца они стали уподоблять утреннему рассвету, весну и богиню летних гроз — утренней заре, а зиму и тучи — темной ночи. Та борьба, которую наблюдал человек в ежедневной смене дня и ночи, виделась ему и в смене лета и зимы. «Зиме и лету союза нету»,— говорит народная пословица.

По чешскому поверью, Солнце ведет постоянную борьбу со злой ведьмой, олицетворявшей ночной мрак. Оно побеждает ее, но и само терпит от ран, нане­сенных ею. В июне месяце, в пору самого полного расцвета природы, солнце, следуя непременному закону, поворачивает на зимний путь; дни постепенно убы­вают, а ночи становятся длиннее; власть солнца мало-помалу ослабевает и уступает зиме. А в ноябре зима начинает набирать силу, земля застывает, воды оковываются льдами, жизнь замирает. Однако в декабре, когда зима одержи­вает победу, солнце поворачивает на лето, и с этого времени его сила снова нарас­тает, дни начинают прибывать, а ночи становятся короче. Словно чувствуя возрастающее могущество врага, зима истощает свои губительные силы в борьбе с приближающимся летом. Но тщетны ее усилия: весна является в положен­ный срок, воды сбрасывают ледяные оковы, воздух наполняется теплом, а согре­тая солнечными лучами земля получает дар производительности. И возрожден­ная природа вновь предстает в великолепии ее летних уборов, пока новый по­ворот солнца опять не отдаст ее во власть злой зимы.

Такое двойственное видение природы, в царстве которой дей­ствуют добрые и злые силы, отразилось на религиозных пред­ставлениях человека. Поклоняясь стихийным божествам, он одни и те же явления различал по мере их участия в создании или раз­рушении мировой жизни, по степени ближайшей и отдаленней­шей связи с элементами тепла и света. Так, опустошительные зимние бури и морозы считались порождением нечистой силы, бесами, в то время как весенние ветры, пригоняющие дождевые облака и очищающие воздух от вредных испарений, признавались добрыми спутниками верховного божества Перуна, его помощ­никами в борьбе со злыми духами.