Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Мифы русского народа (Левкиевская) -> Духи природных пространств

Духи природных пространств

Не только дома и хозяйственные постройки, но и различные природные пространства имеют мифических хозяев. Хозяином леса считался леший, реки или озера — водяной, болота — болотник, поля — полевой. Встречаются и менее важные персонажи, например, покровитель луга — луговик, «хозяйка» куста — кустица, «заведующий» колодцем — колодезный, «хозяин» грибов — подгрибовник или боровик, и прочие. Имена этих духов дошли до нас по свидетельствам XVIII—XX веков, а сами их образы, вероятно, сложились довольно поздно — уже после принятия христианства. Поверья о них распространены в русской и белорусской землях, на востоке Украины их гораздо меньше, а в Карпатах и западноукраинских областях действуют уже совсем другие персонажи.

Языческие представления о том, что каждым земным пространством владеет особый дух, как ни странно, получили подкрепление в христианском учении об ангелах стихий, изложенном, в частности, в «Толкованиях Епифания Кипрского на книгу Бытия»: «... К каждой твари приставлен ангел: ангел облаков и мглы, и у снега и града, и у мороза, ангелы в звуках и громах, ангел зимы и зноя, и осени, и весны, и лета, и всему духу твари его на земле... ангел ветра и ночи, и света, и дня, ко всем тварям ангелы приставлены...»1 «Толкования Епифания Кипрского» часто включались в различные сборники для народного чтения и таким образом проникали в народную среду, поддерживая бытовавшие там языческие верования о «хозяевах» пространств.

В лешего, водяного, болотника до сих пор верят на Русском Севере. А вот представления о полевом почти полностью утрачены.