Получать новости по почте

Годовой цикл

Год у древних славян делился на две половины: летнюю и зимнюю и начинался с первого весеннего месяца марта, так как именно с этой поры природа пробуждается к жизни от мерт­венного сна. У западных славян поклонение зимней природе сформировалось как поклонение богиням Живе и Море, разде­лившей между собой весь годовой цикл земной растительности: Жива — лето, Мора — зима.

У русских людей не сохранилась память о двух богинях, но отмечено двоякое отношение солнца к земной природе: «благотворное» летом и «зловредное» зимой. Поэтому древние русичи различали два солнечных лика: летний лик — светлого бога ярых и плодотворных лучей Белобога и зимний — бога негрею-щего мрака и холода Чернобога.

Широко известны индоевропейские мифологические сюжеты на темы годовых циклов. Вот один из них.

Злые силы похищают с неба солнце и спускаются с ним на дно океана. Сол­нечный герой вступает в поединок с похитителями, предлагает злому началу ряд испытаний, в том числе погружение на дно морское. Во время погружения сол­нечный герой замораживает поверхность океана, и пока злая сила пытается вы­браться из-подо льда, спасает солнце. Обычно герой одерживает победу в пол­день, но сам погибает или принимает страдания от солнечного колеса.

Основа годового цикла

Задолго до принятия христианства восточные славяне выра­ботали собственную систему счета времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счета лежала, как и у других наро­дов, ритмичная смена фаз луны, что нашло отражение в летопи­сях. Существовали даже специальные названия лунных фаз в древности: новолуние называлось «межи», молодой серп — «новец», первая четверть — «новый перекрой», фаза около 10 дней — «подполонь», полнолуние — «полонь», старый серп — «ветох». В результате тщательного анализа летописей содержащих сведения о годовом цикле был сде­лан вывод, что новый год у восточных славян начинался с появ­лением новой луны в первые весенние дни,, близкие к весеннему равноденствию, когда природа пробуждалась от зимнего сна.

Христианство не скоро изменило на Руси издревле существо­вавший обычай начинать новый год с марта, хотя церковь, руко­водствуясь византийским календарем и святцами, уже приняла упомянутый годичный круг «Индиктион», который начинался с сентября. В народе продолжали придерживаться мартовского исчисления и во многих местах месяцы по-прежнему называли славянскими наименованиями. Несторовская и последующие ле­тописи долго придерживались мартовского года.

Древнеславянские названия месяцев в годовом цикле были частично занесены в «Церковный сборник», приложенный к «Остромирову еванге­лию» (1056 г.), в «Харатейное евангелие» (1144 г.) и в некоторые другие старинные книги.

Март — березозол, свистун (пора ветров), пролетье, сухый, бржезень.
Апрель — цветень, кветень, березозол (в некоторых губерни­ях), дубень.
Май — травень, мур, росеник, розняк, розоцвет, желто-пушник.
Июнь — изок, червень, червец, липень, розенцвет, кресник.

Июль—липец, червенец, сенозарник, сеностав, страдник. Август—зарев, серпень, зорничник (от «зореть» — зреть), женчь, жнейска, прашник. Сентябрь — рюен, руян, вресень, лесеник, ревун (период, когда копытные животные бывают в течке и поднимают рев). Октябрь — листопад, паздзерник от слова «паздер» — кост­рика (в этом месяце начинают собирать лен и коноплю), грязник.

Ноябрь — листопад, студеный, листогной, гнилец, грудень (на севере).
Декабрь — студзень, грудень, просинец, зимник, волчий. Январь — стычень, зимец, прозимец, просинец, ледень. Февраль — сечень, снежень, лютый.

В годовом цикле отдельные дни и числа месяцев получили у славян свои осо­бые названия в соответствии с признаками обновлявшейся или умирающей природы и с приуроченными к ней крестьянскими работами. В христианский период прибавились имена святцев.

Счет годов славяне вели «от сотворения мира», т. е. от 5508 г., до условно принятой даты — Рождества Христова. Эта дата — один из многих вариантов эр «от сотворения мира», была принята в Греции в VII в. и применялась православной церковью. На данную тему существовало и бесчисленное множе­ство чисто славянских сказаний, поверий, апокрифов. На Руси эта дата применялась до 1700 г. (указа Петра I о переходе к но­вому летоисчислению), на Украине «новый стиль» иногда употреблялся в начале XVII в., в Польше обычай отмечать начало Нового года с 1 января, а летоисчисление вести от Рождества Христова выявляется еще в XIV в. В Западной Евро­пе практически перешли на летоисчисление от Рождества Христова к X в.