На основе почитания предков сложилось самое широкое почитание Бога Рода и Рожаниц. Большинство ученых считают, что культ Рода возник во II тыс. до н. э., но есть предположения, что он существовал и в более глубокой древности. Бог Род противопоставлялся Саваофу и соотносился с Осирисом и Ваалом.
Значение корня «род» в славянских языках связано с целым рядом понятий: это и рождение живого (род, народ, родить), и природа, и вода (родник, родица), и даже молния (родия).
Под Родом подразумевалось всеобъемлющее божество Вселенной со всеми ее мирами — верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы, рождения и нижним миром с его «огненным родством».
-
Гривна c птицами и растительным орнаментом 800,00 руб
-
Подвеска Молвинец 480,00 руб
-
Подвеска с ростками 200,00 руб
-
Славянский оберег в виде календаря 200,00 руб
-
Славянский оберег с засеянным полем 450,00 руб
-
Подвеска Русь 12 век, латунь 600,00 руб
Бог род и рожаницы
Уже отмечалось, что Богу Роду, как и Рожаницам, «клались требы», приносились жертвы и устраивался в честь них праздник, который так и не устранило христианство.
Ритуальные пиры в честь Бога Рода и Рожаниц, а впоследствии только одних Рожаниц происходили следующим образом: после уборки урожая и обмолота хлебов, сопровождавшегося в ряде мест сушкой снопов у «сварожича» в овине, устраивалось «собрание»; на нем крестьяне пели песни, которые христианские церковники всячески порицали. Столы были полны всякого кушанья, приготовленного из продуктов земледелия, по кругу ходили чаши с медом.
Церковные писатели Древней Руси признавали Бога Рода как бы соперником христианского бога-творца Саваофа. По некоторым характеристикам, Рода связывали с Зевсом, включая в это понятие и самого бога, и небо, а также с Посейдоном, богом моря и «земледержцем» или «супругом Земли».
Для восточных славян таким «единым богом в небесах» был Бог Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем света.
Для западных славян божеством «белого света», как вы уже знаете, был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая («свет») означала и «святость», и «свет», а вторая («вит») сближалась, по мнению лингвистов, иногда с понятием «радость», иногда — «жизнь». По мнению Б. А. Рыбакова, известный Збручский идол Святовита (Свентовида) отражает черты Бога Рода — бога Природы, бога-жизнедавца, бога всех четырех сторон Вселенной. Такая четырехгранность Збручского идола связана с очень древними, еще неолитическими представлениями славян о необходимости обезопасить себя «со всех четырех сторон».