Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Русская мифология. Энциклопедия. -> Бог Даждьбог и Бог Хорс

Бог Даждьбог и Бог Хорс

В приведенном выше списке киевских богов, помещенном в «Повести временных лет» под 980 годом, имена Бога Xорса и Бога Даждьбога, в отличие от других, не разделены ни союзом, ни точкой.

Это позволяет предположить, что в пантеоне «владимировых» богов один из кумиров имел двойное имя.

     Одно из имен – Даждьбог – очевидно, славянское, состоящее из двух корней. Ученые‑лингвисты определили, что слово «бог» в древности обозначало не только божество, но также и богатство, долю: на это указывает, например, противопоставление слов «богатый» и «убогий» с их первоначальными значениями «наделенный долей» и «лишенный доли», хотя в современном языке эти слова приобрели уже несколько иные смысловые оттенки. Поэтому, исходя из смысла корней, составляющих имя Бога Даждьбога, его можно рассматривать как божество, «дающее богатство, долю». Для славянских народов, занимавшихся земледелием, благополучие и достаток зависели от урожая, а урожай, в свою очередь, зависел от живительной силы света и тепла солнца. Поэтому, вероятнее всего, восточные славяне Богом Даждьбогом называли бога солнца.

     Действительно, в Ипатьевской летописи под 1114 годом помещена вставка из перевода «Xроники» Иоанна Малалы, где говорится о языческих богах и в числе других названы Феост (Гефест) и его сын Солнце (Гелиос). Славянский переводчик «Xро‑ники» Малалы отождествляет древнегреческого Феоста со Сварогом, а Солнце – с Богом Даждьбогом:

     «По умрьтвии же Феостовъ егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричють Даждьбогъ. Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Даждь‑богъ»

     Отсюда следует, что Бог Даждьбог воспринимался как сын Сварога, бога огня и был связан с солнцем.

     Соответственно имени и функции восточнославянский Бог Даждьбог сопоставим с южнославянским божеством солнца Дабогом (или Дайбогом).

     Как божество, связанное с основным источником жизни – солнцем, Бог Даждьбог воспринимался как податель и распределитель благ. Эту функцию можно обнаружить в формулах молитв и бла‑гопожеланий: «Дай, Боже!» Тема благополучия в связи с Даждьбогом звучит в новгородских поговорках: «Покучись Даждьбогу, управит понемногу», «Полно тосковать, Даждьбог все минет».

     Образ Бога Даждьбога сохранялся в украинских ритуальных песнях вплоть до начала XX века. Так, в одной из свадебных песен изображается монолог жениха‑«князя» при встрече с Даждьбогом по пути на свадьбу. Появление образа Бога Даждьбога в свадебной лирике указывает на его функцию покровительства браку. В обрядовой календарной песне, относящейся к весеннему циклу, Даждьбог посылает соловья замыкать зиму и отмыкать лето; здесь Даждьбог выступает как персонификация Солнца. В обеих песнях образ Бога Даждьбога имеет продуцирующее значение.

     В «Слове о полку Игореве» дважды употребляется выражение «Даждьбожий внук». Так здесь назван княжеский род Рюриковичей, русских князей, которые, согласно мифологическим представлениям, считались потомками солнечного бога.

     Второе имя божества солнца в созданном князем Владимиром пантеоне – Xорс. Как олицетворение солнца Xорс выступает, например, в «Слове о Полку Игореве». Это имя, очевидно неславянского происхождения, довольно часто упоминается в древнерусских письменных источниках. Однако его явная чужеродность всякий раз приводила книжников к затруднениям в его написании: Xорса называли то «Гурсом», то «Гурком», то «Гусом», то еще как‑нибудь. Об этнической и конфессиональной чужеродности Xорса для древнерусской традиции свидетельствует его определение в «Беседе трех святителей» (не позднее XIV в.) как «жидовина»: «два ангела громная есть: елленский старецъ Перунъ и Xорсъ жидовинъ».

     Действительно, как установили исследователи, это божество было заимствовано из иранской мифологии. Так, персидское слово означает «сияющее солнце», а культ Солнца в государстве иранцев – Xорезме – был доминирующим. Таким образом, иранский Xорс, по сути, дублировал древнерусского Бога Даждьбога.

     В отличие от некоторых богов киевского пантеона, например Перуна и Волоса, с которыми связывались определенные социальные функции (воинская и хозяйственно‑производительная) и соответствующие им группы населения (княжеская дружина и народ), Xорс отличался своим сугубо природным значением.

     Xорс был не единственным заимствованным божеством в пантеоне князя Владимира. Причинам этого заимствования будет посвящена отдельная глава.