Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Колесо года -> Декабрь -> 21 декабря - Макара-санкранти (Ночь шивы) - Индийская традиция

21 декабря - Макара-санкранти (Ночь шивы) - Индийская традиция

21 декабря - Макара-санкранти (Ночь шивы) - Индийская традиция

Макара-санкранти (санскр. ??? ??????????, телугу ??? ?????????, маратхи ??? ??????????, каннада ??? ?????????) или санкранти — индуистский фестиваль урожая, празднуемый в день зимнего солнцестояния, когда Солнце входит в знак Козерога и начинает двигаться на север. Считается благоприятным днём, который дарит людям благословения для успешной мирской и духовной жизни. Это единственный праздник в индуизме, основанный на солнечном календаре, а не на лунном. Во время этого фестиваля принято принимать омовение в Ганге или других священных реках, и поклонятся богу Солнца, предлагая ему первые плоды собранного урожая. Причины празднования фестиваля разнятся от одного региона Индии к другому, в зависимости от культурных и климатических особенностей. В Тамил-Наду и среди тамильского населения Шри-Ланки, этот праздник называется Понгал.

Санкранти — это санскритское слово, которым в индийской астрологии обозначают переход Солнца из одного знака зодиака в другой. Однако Макара-санкранти — или переход Солнца в знак Макара (название знака Козерога на санскрите), считается особо благоприятным и священным. Индийская астрология использует сидерический (звёздный), то есть неподвижный Зодиак, принимая за начало отсчёта определённую звезду эклиптики. Тогда как западная астрология использует тропический, то есть подвижный Зодиак, принимая за начало отсчёта точку весеннего равноденствия. Это отличие даёт значительную разницу в приблизительно 23 градуса. Поэтому, хотя западная астрология считает, что Солнце входит в знак Козерога 22 декабря, согласно индийской астрологии это происходит на 21 день позднее, 14 января.

В Северной Индии в месяц магха проводится Магха-мела, известный фестиваль. В четырнадцатую ночь темной половины этого месяца проводится Шиваратри («ночь Шивы»), фестиваль в честь Шивы. Изображение этого бога украшается цветами и это приносит, по поверьям, счастье людям. В пятый день светлой половины месяца магха происходит Шрипанчами, праздник в честь богини Сарасвати. В этот день поклоняются книгам и всему написанному.

Ночь Шивы

Маха Шиваратри или Шиваратри (ночь Шивы) — великий фестиваль, празднуемый каждый год в Индии в ночь на 13-ый /14-ый дни темной половины (в Кришна Пакша) месяца Магха или Пхалгуни (февраль-март) индийского календаря. В эту ночь проводятся важные мероприятия, посвященные Шиве.

 

anpu sivam randu enpar arivi lar

anpe sivamavathu arum ariki lar

anpe sivamavathu arum ari ndhipin

anpe sivamai amaruthirun thare

 

Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь — две разные вещи, и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познаёт, что Любовь и Шива — есть одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива.

Махашиваратри или Великая Ночь Шивы — это один из величайших праздников искателей Истины.

Это не просто праздник, но скорее, интенсивная саддхана -дарующая высшее благо каждому существу.

Этот праздник особо дорог бхактам Шивы. Вайшнавы, шакты, ганапатьйи, каумары и сауравы, также почитают Шиву в эту Великую Ночь.

Однажды, когда мир был погрузился в Шиву, и во тьме ничего не существовало, Мать Парвати поклонялась Шиве с великой преданностью и любовью. Парамешвар, будучи довольным Ее поклонением благословил Ее и обещал выполнить любое Ее желание. Тогда, Божественная Мать просила о благе для всех живых существ, о том, что в будущем, кто бы ни поклонялся Парамешваре Шиве, в ночь на Шиваратри, с преданностью и любовью, он должен быть благославлен и ему должно дароваться конечное освобождение. Пашупати обещал, что путь поклонения в ночь Шиваратри будет доступен каждому и будет прост для выполнения.

Также, упоминается, что когда Брахма и Вишну, спорили между собой, «кто самый великий», Шива явился перед ними как Столб Огня — Джйоти Сварупа. Когда Вишну и Брахма, хотели найти источник этому столбу, то их попытки не увенчались удачей, никто из них не мог найти ни начала, ни конца огненого столпа. Брахма, в этой истории соврал и сказал, что нашел основание, Вишну признался, что не смог найти предел этому огню. Тогда перед ними явился Шива, оба бога признали свое поражение. Но из-за того, что Брахма вначле соврал, а Вишну признался, Брахма стал «забытым Богом», а Вишну был благословлен, что Он будет Самым почитаемым на Земле.

Но в конечном итоге, Шива благословил обоих. Так известно об истории явления Огненого Лингама, этот день называют в Южной Индии — Тхируккаартхикай или Священное Пламя. Каждый месяц, четырнадцатый день(чатурдхаши) во время темной луны(кришна пакша) называют маса Шиваратри (т.е. ежемесячная Ночь Шивы). Та ночь, которая выпадает на темную половину месяца Магха(февраль-март) назыается Маха Шиваратри.

Также упоминается, что в Двапарайугу, 12 Сваямбху Джйотирлингамов(Саморожденные из Света) были проявлены в этом мире.

В этом году: начало Махашиваратри 23 февраля 2009 в 17.54 и завершение 24 февраля 2009 в 19.44 (Время указано соответственно Стандартному Индийскому Времени(IST).

Это время строго поста и углубленной саддханы. Это ночь особого почитания Шивы, ибо это время очень дорого Шиве. Махашиваратри — это время почитания Шивы, Который является основой и «Я» всего сущего.

Раннее утро начинается с медитации на Бесконечно-Благого Шиву, украшенного тысячами роскошных гирлянд. Шива, который проявляется в форме Махалингама.

В этот день соблюдают полный пост, весь день максимально нагружают чтением стотр, особенно Священной Шатарудрии (Тысяча имен Рудры-Шивы), Шивасахсранама(тысяча Имен Шивы) и др., с особым чувством преданности воспевается махапанчакшарамантра ОМ НАМАХ ШИВАЙА.

Празднование Махашиваратри начинается с заката и длится до восхода.

Как правило, ночь разделяется на четыре части и каждые три часа совершается особая пуджа и абхишека Шивалингама, причем первая должна закончиться в полночь. Абхишека и совершение поклонение Шиве в форме Шивалингама, объясняется тем,что Шива в Истинной Природе является брахманом. Сам лингам, нельзя назвать вьйактой или авйактой, Он проявлен и непроявлен.

Это показывает нам непостижимость Бога. Именно в форме Лингама, Шива явился перед Вишну и Брахмой. Поклонение Шивалинге, символизирует наше поклонение и обожание Бога. Пуджи совершаемые нами символизируют предание себя на милость Шиве, Высшему Брахману. Шивалингам проявляется, как Свет (Огонь) Знания и Мудрости.

Первая пуджа завершается возлиянием на Лингам молока, вторая пуджа завершается возлиянием курдом (или йогуртом), третья — гхи (топленым маслом), четвертая — медом. Все абхишеки, символизируют наши чувства, преданность, привязанность и любовь к Шиве.

С каждым возлиянием и подношением все наше существо приближается к постижению нашей природы и к Шиве. Совершая абхишеку, мы открываем себя полностью Богу, и Он отвечает на наши чувства. Он изливает на нас Свои благословения, даруя Мудрость и Освобождение, даруя еще большее чувство преданности и любви.

Некоторые делают акцент на то, что ночью нельзя спать, потому что, Шива приходит и является перед своими бхактами. Но это, должно пониматься как наше внутреннее бодрствование, именно в нашем сердце Шива предстает в своем образе Джйоти Сваруп, именно в нашем внутреннем происходит явление Шивы, как Джйоти Лингама — Света Мудрости и Запредельного Вечного. Эта ночь, действительна велика, так как каждый может соприкоснуться с милостью Шивы и Его любовью и состраданием.

В Пуранах мы можем найти множество историй, как даже неосознанное поклонение в ночь Махашиваратри, способно принести благодать и милость Бхагавана.

Упоминается история одного охотника, который не мог в этот день поймать ни одно животное. Он был утомлен и голоден. В сумерках он увидел тигра, который стал его преследовать. Когда охотник убегал, он залез на дерево. Этим деревом был Биль(Бильва). Тигр стал ожидать, когда охотник спустится, от этого охотник не спал и был в напряжении.

Поскольку охотник был в беспокойстве, то он срывал листья и кидал их в низ, где у корней дерева находился Лингам. Так продолжалась вся ночь. Господь Шива был доволен такой пуджей и постом. Не смотря на то, что и охотник и тигр совершали это без знания, их «коллективная пуджа» очистила их сердца, и из своей милости Шиваджи даровал им обоим благословение и освобождение.

Когда утром перед охотником явился Шива, то Он поведал ему, что тот, должен будет родиться в городе Шрангвар, под именем Груха и господь Вишну благословит Его, явившись перед ним в образе Рамачандры.

Есть также рассказ, что в ночь на Махашиваратри, лампадка горящая в алтаре была тускла. Мышь пробегавшая рядом коснулась пламени, из-за ожога мышь дернулась и пламя получило возможность разгореться сильнее и алтарь был озарен светом. Бхагаван Шива из своей милости, даровал этой мышке положение короля асуров — Махабали.

Если эти души, совершая неосознаное поклонение были одарены милостью Шивы, то что можно сказать о тех, кто осознанно открыл свое сердце Богу.

Если мы совершаем вратам (пост) и пуджу с чистой преданностью и любовью в эту ночь, то милость Шивы обязательно снизойдет на нас.